Дайто-рю: первые итоги и новый этап

Целью нашей экспериментальной группы Дайто-рю изначально была разработка и проверка некоторых методических идей, которые возникли в течении более чем 10 лет моих собственных занятий.

Чтобы решить эту задачу за разумное время (я рассчитывал примерно на год), я ограничил приём в группу людьми уже имеющими определенные навыки БИ. Благодаря их неоценимой помощи первый этап эксперимента завершен досрочно. За очень короткий период (было проведено всего около 25 тренировок) методические и технические идеи были успешно проверены и показали свою перспективность. Кроме того, появились новые наработки, открылись новые направления исследований.

Этой заметкой я хочу подвести первые итоги нашей работы, и, заодно, объявить о начале второго этапа, поучаствовать в котором смогут все желающие. Условия участия в основном разделе.


Общие принципы обучения

Одной из основных задач было сохранить общую схему обучения и структуру тренировки школы, ограничить введение новых элементов минимально необходимым, сохранить все что в школе присутствует изначально. Эта задача решена прежде всего правильной отработкой техники в рамках айки-рэншу и ката-кейко, подробнее о правильной отрабоке ниже, а также более внимательному и осмысленному подходу к дзюнби-тайсо (традиционной разминке). Из нововведений удалось ограничиться минимумом парных упражнений адаптированных из методики кендо, в частности с боксерскими лапами.

Идеи относящиеся к методике ката в целом я здесь повторять не буду, они подробно описаны в статьях 1,2,3. Скажу лишь, что, на мой взгляд, они полностью подтвердились и перейду к моментам более практическим, к конкретным аспектам тренировок, которые мы опробовали и которые я считаю основой нашего дальнейшего развития.

Разумеется, я не сделал никакого открытия. Всё описанное ниже изначально есть в методике школы. Проблема в том, что большинство практикующих об этом забывают. Сразу уточню, что эта статья далеко не полна, затрагивает только самые критичные, на мой взгляд, моменты.

Действия укэ

Реальность атак — основная и важнейшая часть эффективной отработки. Атака не обязательно должна быть быстрой и сильной, но обязательно должна содержать в себе все составляющие реальной атаки:

  1. Начальные условия
  2. Цель
  3. Намерение
  4. Момент инициации
  5. Ускорение
  6. Энергию
  7. Качественное техническое исполнение
  8. Продолжение

Разберу по пунктам на примере лишь одного типа атаки — кататэ-дори, захвата за разноимённую руку.

  1. Начальные условия. Мы предполагаем, что атака начинается с дистанции иссоку-итто-но-маай или то-ма (для атаки необходим минимум один шаг вперёд). В противном случае для тори разумнее атаковать самому, не дожидаясь атаки укэ. Тори в естественной стойке, шизентай. Укэ на начальном этапе показывает какой рукой будет выполняться захват (какая рука впереди такая нога впереди, зачем так — станет яснее позже).
  2. Цель. Укэ должен понимать, зачем делается захват, в качестве базового варианта в данном случае мы рассматриваем классический загиб руки тори за спину. По мере отработки укэ начинает пытаться реально выполнить полноценную атаку.
  3. Намерение. Укэ должен каждый раз “хотеть” атаковать, принимать об этом четкое решение и немедленно его выполнять, так тори учится “читать” намерение атакующего. Атака не должна превращаться в рутинное действие, т.к. в реальности она никогда не будет рутиной, тори должен учиться реагировать на момент “за мгновение до атаки”. В кендо это называется дэбана-вадза, подробно прорабатывается и активно применяется в поединках. Почти весь список техник Иккадзе без этого, на мой взгляд, невыполним.
  4. Момент инициации. Переход укэ от статичного состояния к атаке должен быть резким и чётко различимым. Это также нужно для того, чтобы тори учился реагировать на реальную ситуацию, но кроме того, это вынуждает укэ использовать правильную механику для резкого старта и быстрого сокращения дистанции, что становится важным в следующих шагах.
  5. Ускорение. Темп атаки возрастает по мере её развития. Даже при медленном старте к моменту завершения скорость должна возрастать. Это достигается правильной механикой движения укэ и с необходимостью эту механику требует (использование гравитации для разгона, целостное тело без скручивания, правильная механика захвата и т.п.). Ускоряющаяся атака с правильной дистанции требует полноценного разгона центра тяжести, что является необходимым элементом для дальнейшей работы тори.
  6. Энергия. В результате всего описанного выше, атака укэ должна содержать кинетическую энергию, с которой и работает в дальнейшем тори. Чем реалистичней атака, тем больше энергии в ней содержится. При медленном выполнении, когда техника только осваивается, укэ обязан имитировать эту энергию. В некоторых случаях энергия может генерироваться иначе, в том числе по инициативе тори, но это отдельная тема.
  7. Качественное техническое исполнение. Атаки требуют кудзуси также как и контратаки. В данном случае, укэ пытается добиться кудзуси за счёт смещения центра тяжести тори за спину в сторону захвата, т.к. это кратчайшая и наименее энергозатратная траектори, требующая, тем не менее, длинного быстрого смещения всего тела без потери вертикальности корпуса, с учетом возможного силового сопротивления со стороны тори, то есть вкладывая в движение свой вес. Это также требует и быстрого, но очень плотного захвата. Убрав любой из этих элементов мы делаем атаку нереалистичной и отработку контртехники бессмысленной.
  8. Продолжение. Укэ должен быть готов довести свою атаку до конца, в случае если тори не выполнил свои действия правильно. Более того, он обязан это сделать в случае явной ошибки тори, указав, тем самым, ему на ошибку. Для уменьшения травматизма допустимо, и на начальном этапе рекомендуется, замедление темпа атаки после успешного выполнения кудзуси, но не раньше.

Инструктор и/или старший в паре обязан следить за выполнением всех этих пунктов. Людям свойственно упрощать себе задачу и пытаться сделать по возможности больше чисто технических повторений ката пренебрегая многими описанными выше моментами. На мой взгляд, это не только бесполезно, но и вредно, т.к. ведет к закреплению ошибочного навыка.

Каждая из атакующих техник должна быть разобрана подобным образом на составляющие и выполняться с соблюдением перечисленных принципов.

Дополнительные пункты по поводу атакующих техник:

  • Руки при атаке не напрягаются (кроме захвата) иначе теряется скорость. Это должно соблюдаться и при медленной отработке
  • Если захват слаб, а техника предполагает его использование, тори имеет полное право не выполнять технику, а освободившись от захвата контратаковать укэ иначе, например ударом
  • Укэ должен воспринимать атаку как опасную ситуацию и стараться себя обезопасить: не подставляться под удар свободной руки, не отдавать прямые локти (там где прямые локти предполагаются по ката, этого должен добиться тори сам) и т.п.
  • Атакуя, укэ старается не терять контроль над центральной линией, т.к. опасается возможной контратаки.
  • Рубящие удары сёмэн и ёкомэн рассматриваются как реальные удары тяжелым предметом по голове и выполняются используя кендошную механику, как наиболее рациональную.

Действия тори

Действия тори почти всегда предопределяются действиями укэ. Слабые или бессмысленные действия укэ приводят в слабым и бессмысленным действиям тори, что делает всю практику неэффективной. Некоторые тезисы касающиеся работы тори:

  1. Тори старается реагировать на угрозу укэ ещё до начала явного физического движения, в крайнем случае на самое начало (инициацию) атаки. Если момент упущен, то всё дальнейшее выполнение ката в базовом варианте часто бессмысленно (укэ должен это показать). Для развития этого навыка разработаны специальные упражнения на основе методики кендо, но и каждое выполнение ката должно включать в себя этот элемент.
  2. Тори не должен бороться с укэ силой: если что-то требует грубой силы — надо искать ошибку либо в технике тори, либо в атаке укэ, либо в понимании смысла ката.
  3. Как правило, в первый момент атаки, тори не мешает движению укэ. Перенаправление начинается не сразу, особенно если это перенаправление в противоположную атаке сторону. Если это кажется не рациональным, следует поискать ошибки в тайминге.
  4. Если укэ может продолжать эффективную атаку после первого действия тори, то это ошибка тори, укэ должен это показывать.
  5. Добиваться кудзуси следует в первый момент и сохранять его столько, сколько необходимо. Если укэ чувствует потерю кудзуси — он должен это показать. Потеря кудзуси не всегда вина тори, это может быть следствием плохо отработанной укэ атаки, тут надо быть внимательным.
  6. Базовый тайминг тори при отработке техники: быстро — замедление — плавно. Быстро — это реакция на атаку. Как только тори добился кудзуси, следует замедление для анализа ситуации и проверки качества кудзуси. Далее плавно, чтобы исключить травмы, но с обязательным сохранением кудзуси и/или полного контроля над противником другими средствами.

Отдельно нужно рассмотреть первоначальное движение тори при реакции на атаку уке. Само собой, мы рассматриваем любую ката в контексте того, что тори не знает заранее, какая атака укэ его ждёт, таким образом, первое движение тори на любую атаку должно быть в разумных пределах одинаковым. На данный момент, мы пришли к следующему начальному движению (вариант стоя):

  • Базовое положение тори — шизентай, естественная фронтальная стойка, ноги почти прямые (колени подогнуты на несколько градусов), руки на бедрах, локти расслабленны, ладони в естественном положении, плечи расслаблены и опущены, спина прямая, баланс в центре (возможно чуть вперёд), взгляд “на далёкую гору”.
  • В момент когда тори чувствует или видит начало угрозы со стороны уке, он, сохраняя максимальную расслабленность рук (крайне важно!), расслабляет колени, переводя потенциальную энергию своего веса в кинетическую энергию движения центра тяжести тела вниз.
  • В этот момент, вместе с центром тяжести вниз начинают двигаться локтевые суставы, и, если руки достаточно расслаблены, это приводит к вращению предплечий вокруг собственных центров тяжести почти без использования мышц сгибателей рук (по сути это механика замаха мечом при ударе оки-мэн в кендо, только вместо меча у нас предплечья и движение пока больше вниз чем вперёд) см. рис. 1.
  • Таким образом, мы приходим в промежуточное положение (не статическое! движение не останавливается и не замедляется!), где ноги чуть подсогнуты, центр тяжести движется вниз, руки перед грудью, но пока ещё полностью расслаблены. Перейти в это положение из шизентай можно почти мгновенно, т.к. это действие не требует усилий мышц, выполняется только за счёт гравитации и минимальной координации тела.
  • Из этого промежуточного положения действи тори уже могут варьироваться. Здесь он должен уже оценить тип атаки противника и действовать соответственно: движение центра тяжести может быть перенаправлено горизонтально в любом направлении (по умолчанию двигаемся по диагонали вперёд в сторону атакующей руки) и при этом усилие для разгона из статического положения уже не требуется. Руки, находясь перед грудью в расслабленном состоянии, также имеют максимальную свободу действий (по умолчанию двигаются в направлении груди противника по центральной оси, далее по ситуации).

Необходимым условием успешной контратаки является ее выполнение на один такт. Если атака укэ, например удар или захват, выполняется быстро, на один такт, то есть без переключения оппозитных групп мышц, то и контрдействие, например накладка, сбив или загрузка атакующей руки тоже должны выполняться на один такт, без переключения групп мышц. Наша практика показала, что описанная выше механика начального движения позволяет этого добиться даже при условии максимально быстрой и резкой, хоть пока и обусловленной, атаки укэ. Работа над применением этой механики в ситуации не обусловленных атак еще ведется.

Повторюсь, что здесь не открыто ничего нового. Все это содержится в ката и упражнениях Дайто-рю изначально, но, на мой взгляд, эффективное преподавание школы европейцам требует явного акцентирования внимания учеников на подобных моментах с самого начала.

Также я не стал останавливаться на многих других важных вещах, например на различных вариантах синхронизации тела, на айки-агэ, на дыхании, на тэ-гатана и т.п., но у меня пока нет задачи писать полное методическое руководство.

Второй этап

Теперь о том, куда мы будем двигаться дальше. На втором этапе эксперимента я хочу проверить найденные методические ключи в ситуации учеников без большого опыта в БИ, убедиться, что их обучение будет эффективным.

Итак, объявляется новый набор всех желающих. Единственным условием остается собеседование, пишите в Facebook или на info@garamond.ru