Как стать хорошим судьей

Авторы: Андрей Арефьев (текст опубликован в личном блоге  автора) и Джордж МакКолл

Первая версия этого поста была начата больше года назад и была рассчитана на потенциальных судей в иайдо и дзëдо. Но после того как я посетил два практикума по судейству в кэндо, я думаю, она будет полезна и для других дисциплин, где соревнования проходят не в формате ката, а в виде поединков.

Самым удивительным для меня открытием в процессе написания этого поста стало то, что я не знаю, что сказать о хорошем судье. Даже сразу после соревнований я не мог сказать, чем мне понравился тот или иной судья, но потом понял, что именно это и является самым простым критерием. Хороший судья четко руководит своими матчами, заряжает участников своими командами и выносит адекватные решения, так что на его площадке соревнования проходят легко и естественно, как будто всё идёт само по себе. (На судейском семинаре в рамках Чемпионата Европы по иайдо Крис Мэнсфилд-сэнсэй сформулировал похожим образом: судья на площадке должен быть незаметным кроме отдельных моментов, когда он должен быть ОЧЕНЬ заметным.) Хорошего судью после соревнований никто не помнит.

Наоборот, о плохом судье будут говорить еще много и долго, поэтому проще описать то, что делает плохого судью плохим.

Основных составляющих две: предвзятость («подсуживание» своим одноклубникам или соотечественникам) и некомпетентность (в первую очередь, вынесение сомнительных решений). Но тут важно понять, что то, что мы принимаем за предвзятость, часто является проявлением некомпетентности. Один из пунктов, которые Исидо-сэнсэй давал на судейском семинаре, был таким: «Не опираться на собственные предпочтения». К сожалению, чтобы следовать этому пункту, нужно иметь соответствующую широту и глубину познаний, которой, несмотря на высокие даны, не все судьи могут похвастаться. Если у меня есть достаточно широкие знания, чтобы понять, что оба участника матча делают ката правильно, хоть и по-разному, я могу (попытаться) абстрагироваться от собственных предпочтений. Но если один из вариантов мне просто незнаком, я голосую за того, кто делает так же, как и я. Со стороны это выглядит как предвзятость, но настоящая причина в некомпетентности.

(Для занимающихся кэндо, где решение о победе не выносится голосованием судей, приведу один довольно часто обсуждаемый пример. Хотя нито (использование двух синаев) разрешено на соревнованиях по кэндо, очень редко можно видеть попытки нанести удар коротким мечом. Одна из причин – такие удары почти никогда не засчитываются. Одна из причин этого – очень мало судей занимаются нито кэндо и понимают, как выглядит эффективный удар коротким мечом. В этом конкретном отношении даже очень высокоуровневый судья может быть некомпетентен.)

Некомпетентность, если она выражается только в принятии неправильных решений, сложно распознать. Но гораздо чаще она имеет вполне явные проявления. Действия судей, как и действия соревнующихся, если речь идет о кэндо, иайдо и дзёдо Всеяпонской федерации кэндо, четко и подробно расписаны. Каждый судья должен хорошо знать и понимать свою роль и свои действия на площадке соревнований, в том числе в качестве центрального (сюсин), бокового (фукусин) или главного (шинпан) судьи. Если он не уверен в своих действиях или не знает их деталей, его некомпетентность видна всем и трудно представить себе что-то хуже, чем судья, который даже не может казаться компетентным.

Конечно, освоить довольно простые действия судьи на площадке (особенно в иайдо) гораздо проще, чем научиться определять победителя по сложным, не всегда четко описанным и не имеющим относительного веса критериям. Поэтому при обучении судейству мы (я в том числе) зачастую даем небольшую вводную инструкцию по этим действиям и рассчитываем, что начинающие судьи легко и быстро научатся им следовать. К сожалению, это не так, и, на мой взгляд, нам надо признать это и начать готовить судей по-другому, так же, как мы обучаем начинающих кэндо, иайдо и дзёдо: от простого к сложному. Я бы даже сказал так: сначала надо научить казаться хорошим судьей, а потом уже – стать им.

Некоторые конкретные предложения я планирую сформулировать в следующем посте, а здесь я хочу только коротко высказаться, почему я считаю такой последовательный подход полезным.

Во-первых, довольно очевидно (по нашим регулярным соревнованиям по иайдо и по недавним практикумам по судейству в кэндо), что простыми процедурными навыками далеко не все потенциальные судьи владеют свободно. Это значит, что в процессе тренировочного и реального судейства они вынуждены следить и за правильным следованием процедуре, и за определением победителя, будь то зачетный удар (иппон) в кэндо или техническое сравнение соперников в иайдо и дзёдо. Этого слишком много даже для относительно подготовленного судьи.

Во-вторых, я всегда помню, чему учил Майкл Комото-сэнсэй, тренировавший в то время сборную России по кэндо: объясняя работу мотодати, он говорил, что надо научиться точно и четко, до автоматизма, соблюдать схему шагов, после чего обращать внимание на сложные идеи станет гораздо проще. Я этим подходом пользуюсь при обучении иайдо и особенно дзёдо. На мой взгляд, это точно так же применимо и к подготовке судей.

Поэтому я предлагаю такой вывод: тем, кто занимается подготовкой судей, надо уделить достаточное время обучению простым, «процедурным» навыкам, чтобы потенциальные и начинающие судьи научились свободно владеть ими и не тратить свое внимание на них. Тогда на следующем этапе можно будет рассчитывать на то, что они смогут научиться принимать адекватные и правильные решения.

PS. Я очень рекомендую заметку моего сэмпая Джорджа МакКолла “Duty of Care (https://kenshi247.net/blog/2015/11/05/duty-of-care/), в которой он объясняет, чем плохо выпускать на реальное судейство некомпетентных судей («порочный круг кэндо»). На иайдо и дзёдо это объяснение не очень-то переносится, но легко понять, что интерес к соревнованиям, если судьи на них даже не выглядят компетентными, будет утерян очень быстро.

Владеющие английским могут прочитать эту статью в оригинале, а для остальных мы опубликуем тут ее перевод:

Джордж МакКолл “Duty of Care

Судить об исходе сиай и выносить решение на первый взгляд может показаться простой задачей, но на самом деле это далеко не так. Правильнее было бы сказать, что это одна из самых сложных задач. Совершенное судейство может быть достигнуто только одними богами — неестественно, чтобы один человек судил другого; Таким образом, мы не можем надеяться на безупречное и безупречное судейство.

— Нома Хисаши, The Kendo Reader (1939)

Пару недель назад — впервые за много лет — я посетил семинар по кендо. В отличие от семинаров за границей, здесь, в Японии, они, как правило, представляют собой мероприятия небольшого масштаба, продолжительностью всего несколько часов, и посвящены одной области кендо (например, shinpan, ката, методология обучения или оценка). На самом деле такого (приятного!) «семинарного» сценария, как за пределами Японии, здесь просто не существует (конечно, люди собираются вместе на выходные по кендо, но это совершенно не так, как, скажем, в Америке или Европе).

Как бы то ни было, семинар, который я посетил, был семинаром о shinpan, и его вели три местных сэнсэя — 8 даны. Старший сэнсэй читал нам лекцию в течение часа, а затем, во время практической части, постоянно ругал людей за их плохие навыки. К счастью, будучи уверенным в себе судьей с большим опытом, я избежал всякой критики… но должен признать, что немного попотел во время судейской сессии!!

Сегодня я хотел бы быстро рассказать (точнее, повторить) то важное, о чем нам неоднократно говорили в ходе лекции, а также обсудить пару моментов, которые были упомянуты или всплыли в течение дня.

Важность хорошего судьи (или как плохой судья влияет на кендо в целом)

Начну, если позволите, с цитаты от себя:

Порочный круг кендо, к сожалению, уже существующий в различных местах, где не существует устоявшейся инфраструктуры кендо, выглядит примерно так:

  • участие в сиай малоопытного участника + плохой судья = плохие баллы;
  • начисление плохих баллов = усиление плохого кендо;
  • усиление плохого кендо = падение физических (технических) общих стандартов кендо (юко-датоцу);
  • падение общего физического (технического) уровня кендо = падение общего уровня оценок;
  • падение общего стандарта оценок = незрелые учителя (естественно, плохой судья);
  • незрелые учителя = ученики неправильно обучались и слишком рано участвовали в сиай.
  • (George McCall, Kendo Coaching Tips and Drills (2012)

Возможно, сегодня я бы это немного переформулировал, но суть остается: существует очень реальная связь между мастерством судьи и техническим уровнем участников. Я утверждаю, что это влияние часто трудно увидеть, потому что требуется время, чтобы оно проявилось. В больших кендо-сообществах с хорошей инфраструктурой изменение может происходить на протяжении нескольких поколений. Однако в большинстве мест за пределами Японии плохая инфраструктура кендо, поэтому влияние судьи на участников соревнований  (и, соответственно, на весь контингент кендо в целом) больше и его легче обнаружить.

Решение этой проблемы, по словам сэнсея на семинаре, конечно, состоит в том, что люди, занимающиеся судейством, должны быть активными кендоками. Дело не в том, что они должны просто заниматься кендо, они должны практиковать его. Судья обязан понять, что рождает юко-датоцу, это знание можно получить только путем упорных тренировок в течение многих лет под руководством хороших учителей. Способность видеть (а также выполнять) хорошие юко-датоцу приходит только благодаря этому опыту.

Помимо физических и технических навыков судьи, конечно, есть несколько других факторов: судья должен принимать решения справедливо, а не на основе личных предубеждений; он не должен отдавать предпочтение одной технике в ущерб другой; он не может не оценить то, что выглядит как хороший удар лишь потому, что никогда раньше не видел такую технику; он должны хорошо разбираться в правилах сиай и в том, как действовать в качестве судьи (как передвигаться по площадке, команды); и так далее.

Понимание, как судить, является одним из технических аспектов кендо, к которому вы следует привыкнуть, и поэтому это важный навык, который необходимо приобрести.

Ниже приведены некоторые из наиболее важных моментов, на которые следует обратить внимание:

  • Беспристрастность.
  • Правильный этикет.
  • Будьте единым целым с участниками сиай.
  • Давайте ясные команды.
  • Соблюдайте правила.
  • Огава Кинноске, Учебник кендо императорской Японии (1932, переработанное 37) (обратите внимание, все пункты в этой цитате сокращены для этого поста)

Конечно, невозможно ждать, пока люди овладеют (часто загадочными и всегда трудными) внутренними секретами кендо, прежде чем позволить им судить соревнования… не только потому, что большинство из нас никогда не достигнет этого уровня, но и потому, что часто не хватает опытных судей, чтобы судить соревнования (это касается и более крупных соревнований в Японии).

Есть много способов решить эту проблему, но я бы предпочел изучить это в другой статье. Сегодня я думаю, что достаточно указать, что проблема вполне реальна.

***

Пара интересных моментов

Есть множество всего, что я узнал на семинаре и о чем бы я мог рассказать здесь, но, чтобы не усложнять, я расскажу только о двух моментах: одном интересном и одном второстепенном. Кроме того, в конце я добавлю кое-что, что я прочитал в одном из журналов по кендо за этот месяц, что случайно всплыло, когда я писал эту статью. 

1. Изменение в расстановке [судей], если один из участников стоит в дзёдан

Одна из самых интересных вещей, которые были рассказаны в течение дня, касалась положения судей, когда один из участников стоит в дзёдан. Интересно, потому что я не только никогда не слышал об этом раньше, я почти уверен, что этого нет и в своде правил! Это выглядит так:

В ай-чудан трое судей образуют треугольник. Однако, если один участник использует дзёдан, и тюсин, и фукусин, ближайший к дзёдан-участнику, должны занять позицию, из которой они могут ясно видеть цуки-дэре участников. Это потому, что цки является обычной техникой против дзёдана, и иначе будет трудно увидеть, правильно ли нанесен удар. Треугольник в этой ситуации становится слегка перекошенным — как на этом прекрасном рисунке от вашего покорного слуги:

2. Красный флаг над белым

Когда мы объявляем хикивакэ, нас учат, что красный флаг должен быть размещен над белым или перед ним. Мы также оборачиваем красный флажок вокруг белого, когда заканчиваем их использовать. Интересно, что на семинаре нам сказали, что при отмене балла красный флажок должен быть также выше белого флага. Если вы сделаете паузу на секунду, вы поймете, что положение ваших рук меняется, когда вы чусин (красный флажок в правой руке) и фукушин (красный флажок в левой руке).

Это действительно незначительный момент (и не такой уж важный, я думаю), но он показывает, насколько некоторые сэнсеи придирчивы к работе судей!

3. Не дожидаться, пока дзёдан-кенши встанет в камаэ

В одном из журналов по кендо в этом месяце был вопрос о судье, который мне показался интересным: «Правильно ли не дожидаться, пока дзёдан-кенши встанет в камаэ?» Под этим я подразумеваю, что участник в чудан входит на близкую дистанцию к участнику дзёдан и «душит» его, чтобы тот не мог принять предпочитаемое им камаэ.

Было упомянуто два сценария, но в основном это сводится к следующему:

«Являются ли действия участников чудан тактикой, используемой для упреждающей атаки, заманивания и/или упреждения участника дзёдан? Или он просто приближается, чтобы не дать противнику дзёдана напасть на него (возможно, из-за страха или отсутствия навыков) и попусту тратит время?»

Если это первый сценарий, то это в основном одна из стратегий, которые можно использовать против дзёдана, и она правомерна. Второй сценарий, конечно же, незаконен и должен наказываться за отсутствие атаки и/или трату времени.