Муся сюгё XXI века

Семинары в практике кендо являются неотъемлемой частью обучения. Если и существуют дисциплины, культивирующие самостоятельное изучение будо, то кендо всегда остаётся партнёрской дисциплиной. Поэтому для его изучения нужен как минимум «ещё один человек».

Большее количество людей естественным образом открывает больше возможностей, как для понимания техник, так и для раскрытия личных физических и духовных сил. Семинар – отличное место для этого.

Одзава-сэнсэй писал: «Избегайте занятий в одиночку. Восхищение перед занятиями в одиночку в Кэндо неуместно. Рост, конечно же, естественный и до определенной степени индивидуальный процесс. Если вы наделены талантом, то вы можете дойти до определенного уровня, следуя только своим желаниям, но этот талант, данный свыше, в конечном счете погибнет, не достигнув зрелости. Если бутон ваших природных качеств не будет постоянно взращиваться, то он никогда не расцветет. Поэтому чем больше ваш талант, тем больше необходимость практиковать вадза с хорошим инструктором и совершенствовать свой дух. И в техническом, и в духовном смысле невозможно достичь первоклассного Кэндо только благодаря самостоятельному изучению».
Сэнсэй Хироси Одзава

Это является самой сложной составляющей кендо – научиться работать вместе с другим человеком. В паре с разными кендока: высокими и низкими, быстрыми и медленными, опытными и начинающими, своими и чужими, мужчинами и женщинами.

Большинство начинающих видят в практике исключительно «поединок»: силы, навыков, мастерства, характеров, мастерских степеней… Такие кэндока не видят «партнёров», а только «противников». Они не хотят «уступать», «помогать», «работать вместе». Таких фехтовальщиков внутренне стараются избегать и не из опасения, а от осознания того, что время кэйко будет потрачено впустую. Именно поэтому дзикэйко часто превращается в сиай, а сиай – в синкен-сёбу.

Возможно для эпохи средневековья подобная модель поведения была залогом выживания. Но сегодня мы находимся в иных условиях. Когда оставшись без мотодачи, можно только стоять и смотреть как тренируются другие.

Именно поэтому роль мотодачи столь важна, а хороший мотодачи и сэмпай – на вес золота.

Как в этом помогают кендо-путешествия на семинары в другие додзё?

Одзава-сэнсэй пишет: «…Термин муся сюгё несколько устарел, он относится к традиции, существовавшей в период Эдо (1603—1868), которая заключалась в том, что занимающиеся воинскими искусствами путешествовали по стране, занимаясь сюгё, чтобы отточить свои навыки. То же самое происходит и сегодня, хотя мы больше не называем это таким образом. Если вы при занятиях Кэндо постоянно будете выполнять кэйко в одном и том же додзё с одними и теми же противниками, то напряжение неизбежно ослабеет и ваше кэйко потеряет свою свежесть. Когда это происходит, вы можете усилить чувство напряженности и вдохнуть новую жизнь в свое кэйко, перейдя в другой додзё или переехав в совершенно другой район. Уезжая летом куда-нибудь, где климат еще жарче, или перебираясь зимой в климат более холодный, чем ваш, и занимаясь сюгё в этих местах, вы подвергаете себя новым трудностям. Но если вы преодолеете их, то ваша уверенность в себе невероятно возрастет. Делая это снова и снова, вы увидите улучшения в своих технических навыках, а также почувствуете огромную духовную пользу. Более того, это разовьет вас как личность и сделает вас духовно богаче. Муся сюгё это очень позитивная вещь, и мы можем очень многое из нее для себя почерпнуть….».

Важный инструмент семинаров по кендо – общение. Общение между разными кэдока. Общение в процессе не соревновательном, а учебном.
Решающую роль в этом общении играет сэнсэй. Именно он формирует ту атмосферу, в которой кэндока вместе изучают Путь. В которой нет аутсайдеров, но только общее стремление к постижению техник меча всеми участниками без исключения.

Кендо – будо для сильных и культивирует силу. Но не слепую. Традиция кендо в самой Японии стала альтернативой старым воинским дисциплинам, обучавшим, подчас крайне жестокими методами, выживанию и уничтожению врага. К счастью это время ушло. Современные кэндока у нас в стране в большинстве своём обычные люди, совсем не профессиональные воины. Поэтому и дух большинства залов – иной, светлый.

Спокойное объяснение, повторение пройденного до наступления понимания, юмор и самокритика, индивидуальный подход к тренирующимся не ослабляют дисциплину, а наоборот концентрируют внимание и силы на практике. В этом и заключается мастерство сэнсэя: быть наставником, оставаясь другом, побеждать, но вести за собой.

Важна личность учителя. Он может перевернуть взгляд на привычные и устоявшиеся вещи, переосмыслить практику, дать пример следования Пути.

Обо всём этом, как инструктор и кэндока одновременно, я думаю до сих пор, посетив ряд семинаров: декабрьский семинар Андрея Солодовникова, семинар представителей «FKA» в Санкт-Петербурге, и последний семинар — Суми Масатакэ-сэнсэя в Москве.

Серия статей о семинарах – не просто мои впечатления. Это обмен полученными знаниями, рекомендации для начинающих практику и для тех кендока, которые уже занимаются какое-то время, но возможно остановились из-за неуверенности, непонимания сути кендо, или для осмысления — стоит ли продолжать тренировки?

Вам стоит посетить семинар по кендо: одним из самых простых способов изменить отношение к тренировкам, получить новый стимул и энергию для кэйко, без сомнения является кендо-семинар.

Семинар Андрея Солодовникова.

Это был второй из серии специальных учебных семинаров сэнсэя, посвященный правильному подходу к занятиям кендо, идее «умного/грамотного действия» в фехтовании.

Андрея Солодовникова я много раз встречал на различных кендо-мероприятиях, в основном, в качестве организатора и судьи различных турниров. Например, незадолго до этого — на 52 МОТК. Много раз – на просторах интернета, в том числе в учебных видео, посвященных различным аспектам практики кендо. Но ещё ни разу я не тренировался под его руководством. Кроме того, на этот семинар «Кенсей» прибыл целой делегацией, в том числе и совсем юных кендока: следуя вышеупомянутым заветам мастеров, стараемся ближе познакомить наших фехтовальщиков с опытными учителями. Дать им возможность получить знания не опосредованно, через инструктора клуба, но из иного источника. Было очень интересно узнать их впечатления.

Нам всем было приятно встретиться с сэнсэем прямо на входе в додзё: Андрей-сан поприветствовал нас, поинтересовался как мы добрались и устроились, сам показал нам зал и раздевалки. Вообще, в продолжение всего семинара, Андрей-сан располагал к общению, дал много личных комментариев и рекомендаций, с вниманием относясь к вопросам, возможно банальным и понятным для большинства кэндока. Я не замедлил этим воспользоваться.

Семинар стал событием для нас. Много нового, даже, в, казалось бы, привычных вещах. Например, необычный для нас подход к тайсо («…медленно подогреваем своё тело…»). Но при этом – много того, что мы (интуитивно совпадая с правильным путем) культивируем у себя в додзё всё последнее время.

Главное: рэнши использовал часть семинарского времени для лекций, посвященных теме семинара. В том числе и для рассмотрения общей структуры практики кендо и для начинающих, и для опытных кендока.

В основе рассмотренной нами «пирамиды практики» — базовые возможности нашего тела и базовые техники кендо. Их надстройка – обретаемые в процессе длительных кейко — тайминг, понимание маай, вадза и умение по-настоящему чувствовать партнёра.

Вершиной же пирамиды становится «умное действие», когда техники кендо и наши возможности применяются в нужный момент нужным образом.

Также, значительную часть подготовки к парной работе мы посвятили… расслаблению. Именно тому, к чему призывают мастера. Для многих это оказалось совсем непросто. Потому, что для большинства из нас спутником «внутренней силы» становится «перенапряжение».

Интересным стало и рассмотрение сэнсэем аспекта несинхронности ударов и какегоэ к ним, и как следствие – мысль о том, что большинство ударов наносится без «уверенности», просто «наудачу»: «…готовность должна быть 100%. 95% — уже не то…». Наглядной в этом смысле стала параллель сэнсэя из дзэн: «…в хлопке нет разделения удара и звука…».

Важным было и постоянное напоминание о том, что рассматриваемые нами в ходе семинара одзи-вадза (а мы успели рассмотреть нуки, суриаге, каэши, маки…) требуют инициативы какаритэ, а не выжидания: какаритэ сам создаёт ситуацию для применения этих вадза, провоцирует противника постоянно поддерживает сэмэ.

В дзикэйко сэнсэй наглядно демонстрировал это, показав, как отсутствие выдержки и готовности в момент формирования действия у его оппонентов, является возможностью победы для более подготовленного в этом плане противника: такие ошибки являются подарком для него.

Интересным было также рассмотрения всеми участниками семинара отдельных учебных поединков сэнсэя, когда, выполнив или приняв ту или иную технику, он задавал наблюдателям вопрос: была ли она эффективна? Была ли она правильно выполнена?

Вся наша практика на этом семинаре была не только активной физически. Кэйко были пропитаны и потом и хорошим настроением. Чего только стоило обсуждение «бутылочного тренажёра» для тэноучи!

В перерывах – долгое общение со старыми и новыми товарищами из разных городов. Разговоры о кендо и о жизни.

Да и само додзё, любезно предоставленное Азаматом Кумыковым и клубом кендо «МГУ» — это не просто «спортивный зал для кендо». Немногие знают, что его главную стену украшают доски пола самого знаменитого кендо-додзё – Нома-додзё!.. А начало и конец практик этого семинара сопровождали звуки настоящего тайко.

Отдельно хочу поблагодарить московских кендока за подготовку додзё.

Для меня семинар на этом не закончился: сэнсэй, уже после нашего возвращения, поделился со мной рядом рекомендаций по практике. Эта «обратная связь» после кэйко, сиай или семинаров, обычно редкая, мне кажется, очень важна, особенно для таких начинающих инструкторов как я.

Само по себе путешествие в зимнюю столицу было чудесным подарком всей нашей группе, особенно детям: яркие эмоции, баловство и озорство, игры и шутки — большое спасибо всей родительской команде «Кенсей», отправившей и поддержавшей нас.

Юные кэндока «Кенсей» натренировались, вдосталь наигрались в такой редкий для севастопольцев снег, и никто не заболел! В эпоху электронных гаджетов и уменьшения физической активности людей это превращается в чудо и становится редкостью.

А старшие кенсеевцы насладились прекрасными видами и достопримечательностями Москвы, с которой мы, надеюсь встретимся в скором времени: Андрей Солодовников продолжит свои учебные семинары, на которые мы вас приглашаем уже, как полноправные участники событий.

С благодарностью сэнсэю Andrey Solodovnikov , клубу «MOSKENKAI», московским кэндока и всем участникам семинара!

Автор: Юрий Володин