Сейчас в продаже существует бесчисленное количество японских мечей от синкена до ийато и декоративных мечей, которые вешаются на стенку. Однако, сегодня мы рассмотрим только ту часть, с которой непосредственно соприкасаемся — цука, и несколько простых способов отделить качественную рукоять от некачественной.
Пункт 1. Крепко ли намотано цука-ито?
Намотка на цука выполняется с помощью цука-ито, которое может быть изготовлено из тканного или кожаного шнура. Если цука-ито болтается и видно, что оно слезет от одного лишь прикосновения, в таком случае лучше посторониться такой катаны. Цука-ито не должно смещаться от прикосновений или если Вы попытаетесь сместить его с усилием, особенно это касается новых мечей. Конечно же, со временем цука-ито слегка растягивается от постоянного использования. Это нормально.
Если цука-ито намотано недостаточно туго, то это может привести к травмам или несчастному случаю. Поэтому в первую очередь убедитесь, что цука-ито туго намотано на рукоять.
Пункт 2. Убедитесь, что нет разницы в уровне намотки цука-ито и кромки фути/касира.
В правильно намотанном цука-ито не будет перепада в уровне между намоткой и фути/касира. Если цука-ито сильно выпирает, то это означает, что шнур не был достаточно растянут перед намоткой на рукоять. Это не только некрасиво выглядит, но ещё влияет на хват рукояти меча. Поэтому, если Вы столкнулись с этим, избегайте такого меча.
Пункт 3. Правильно ли обмотана цука, так что у неё есть передняя и задняя сторона?
У катаны обязательно должна быть правильная передняя (саси-омоте — передняя сторона, когда меч в ножнах) и задняя (саси-ура — задняя сторона, когда меч ножнах) сторона. В искусстве цука-маки (обмотка рукояти) существует правило гласящее, что обмотка передней стороны всегда должна начинаться с «ичимодзи», что означает прямая линия. Помимо специальных стилей обмотки рукояти для отдельных корю, таких как Ягю-синкаге рю, передняя сторона всегда начинается с цука-ито, формирующее прямую линию.
На нижний узел распространяются те же правила. На передней стороне должен располагаться «омоте-доме», а на задней — «ура-доме». Если нижний узел завязан наоборот, то это означает, что мастер был недостаточно квалифицирован в искусстве цука-маки.
Пункт 4. Убедитесь, что «ромбики» выглядят как униформа цука.
Во время обмотки цука, цука-ито формирует белые ромбики, открывая для обзора цука-саме. Одно из основополагающих правил обмотки цука — ромбики являются униформой цука, что в свою очередь свидетельствует о мастерстве того, кто сделал эту обмотку. Если форма и размер ромбиков не выглядит как униформа цука, то это не только по-дилетантски сделанная работа, но и сильно влияет на ощущение меча в руках. Поэтому, пожалуйста, обращайте внимание, если ромбики не выглядят как униформа цука.
Пункт 5. Убедитесь, чтобы цука-ито было намотано поочередно крест-накрест.
Цука обматывается одним цельным шнуром, который должен быть обернут чередуя верхний и нижний цука-ито в каждой складке. Это означает, что если первый сгиб ромбика начат с левого цука-ито с верху, то на следующем ромбике шнур должен оказаться снизу. Иногда Вы можете столкнуться с цука, которые обмотаны таким образом, что тот же самый цука-ито всегда располагается сверху. Остерегайтесь этого, так как это неправильный способ обматывать цука. Пожалуйста, взгляните на картинки снизу, чтобы увидеть разницу.
Историческая причина поочередной обмотки рукояти кроется в том, чтобы предотвратить распутывание шнура, если Вы встретили меч вашего противника рукояткой и цука-ито был перерезан в середине боя. Это результат тщательных размышлений и опыта мастеров феодальной Японии, чтобы позволить кенши продолжать использовать меч во время сражения, даже если цука-ито был перерезан во время битвы. Если цука-ито намотан не поочередно, то шнур с легкостью размотается, что может стать причиной смерти.
Пункт 6. Убедитесь, что положение менуки правильное.
Менуки должно правильно располагаться на цука до обмотки, соблюдая направление и тенчи (низ/верх). Если положение менуки — тенчи — не соблюдено, то это должно считаться полнейшим отсутствием умения и понимания искусства цука-маки.
По своему опыту не могу согласиться с этим утверждением, так как менуки в традиционном положении не несёт в себе никакой практической пользы, а если установлено наоборот, то оно ложится ровно под ладонь, обеспечивая более правильное тенеучи. Поэтому в «рабочей» рукоять я советую использовать обратное положение менуки, а перед японцами — традиционное. — прим. авт. пер.
Однако, не существует какого-либо правила, которого должен придерживаться мастер, как должно выглядеть менуки, когда меч в ножнах и заправлен за пояс. Обратное расположение менуки влияет в таком случае на то, как выглядит кенши.
Существует невиданное количество стилей и видов менуки, поэтому сложно сказать, распостряаняются ли следующие правила на все, но в основном мастер должен их придерживаться.
Для менуки в виде животного: Голова или тело (в случае если тело животного направлено в одну сторону, а голова повернута и направлена в противоположную) должно располагаться в направлении фучигане.
Для менуки в виде растения: корни или стебель должны располагаться в направлении фучигане.
Это общие правила для расположения менуки. Если менуки расположено в обратную сторону, то это называется «ниге-менуки» (менуки, которое убегает). Это не в почете у самураев, так как свидетельствует о том, что кенши с таким мечом скорее убежит, чем будет сражаться до смерти. Конечно эти правила могут не распространяться на менуки в виде геометрических фигур или неживых предметов.
Заключение.
Во многих отношениях, цука очень важный фактор общего восприятия меча. Если цука изготовлена не очень качественно, то в конечном счете это отразится на общем виде кенши, и в практическом плане затормозит его прогресс в боевых искусствах. Если Вы разберетесь в вышеприведённых пунктах, то сможете отличить качественную цука от некачественной. Поэтому используйте настоящую статью при покупке следующего меча.
Стоит упомянуть, что не смотря на то, как хорошо бы не была намотана цука, если вы используете меч неправильно, что качество намотки будет растрачено впустую.
Не полагайтесь только на свою силу, у Вас должно ещё быть правильное тенеучи, когда держите меч. Это позволит использовать цука намного дольше. В тот момент, когда цука повредилась — прекратите использование меча и обратитесь к мастеру, чтобы он её перемотал.
Мастер должен приложить все усилия, чтобы обезопасить кенши от несчастных случаев, создавая товары, которые безопасны в использовании. Однако, я считаю, что и кенши должен со здравым смыслом относиться к своим занятиям, и не использовать инвентарь, который не внушает доверия в каком-то роде.
Статья написана Наюта Масуда, мастер по изготовлению катана (Tozando Co., Ltd.), Иайдо, 5-дан.
Статья переведена на русский язык Брагиным Андреем Евгеньевичем.