Дзансин, сутэми и хикиагэ

Типичное понимание дзансин в наши дни такое же, как кандзи  – 残心 –  «поддержание духа». Другими словами, после того как вы нанесли удар, вы должны быть сконцентрированы на тот случай, если противник попытается контратаковать. Для этого вам следует быстро восстановить камаэ и удерживать высокую ментальную концентрацию. В современном кендо это понимается как физическая форма движения – выход на дистанцию тома и быстрый разворот в камаэ. Ниже я объясню, почему это не всегда так.

Энди Фишер недавно сделал отличное видео, описывающее и показывающее, что такое дзансин сегодня. Также показана позиция «без дзансин» (обычно это можно увидеть в сиай). Описание и демонстрация очень хороши. Пожалуйста, посмотрите видео между 1:27  –  6:18

Знаете ли вы, что существует более старое определение дзансин, Оно более классическое и сейчас почти забыто. Ранее я избегал обсуждения его здесь (на kenshi 24/7)из-за запутанного характера этого определения, а также из-за того, что оно бросает вызов современным представлениям. Недавно в журнале Кендо Ниппон было упомянуто старое значение, и это прибавило мне решимости поговорить об этом сегодня.

Итак, что это за определение?

 

Дзансин и Сутэми

«Дзансин является следствием удара выполненного с полным духом (самоотречением)».

Другими словами, дзансин – это результат сутэми. Если вы не атакуете с полным духом и самоотречением (сутэми), это означает, что вы пытаетесь навязать себе «дзансин». Пытаетесь удерживать что то, чего у вас на само деле нет. В этой ситуации не будет настоящего проявления дзансин и ваша атака будет сырой.

«Представьте себе чашу полную воды. Одним быстрым движением опрокиньте её. Посмотрите в чашу. Вы увидите, что немного воды в ней осталось. Это и есть подлинный дзансин».

Атакуя с сутэми …

«… вы не только будете готовы встретить контратаку вашего противника. На самом деле у вашего противника не появится возможности для атаки».

Может показаться, что в двух приведённых выше определениях говорится разных вещах, но в итоге они по своей сути – одинаковы.

Это определение взято из Итто-рю кендзюцу.

 

Разворот  в камаэ и встреча противника

Часто бывает так, что в сиай судьи поднимают флажки и иппон присуждается именно в тот момент, когда наносится удар датоцубуи. После того как сиай-ша нанес удар, требуется время на то чтобы развернуться и встать в камаэ. Основные позиции «без дзансин»  показаны на видео выше. Их часто можно видеть. Это идет вразрез с определением юко-датоцу, которое мы обсуждали в 2010 году:

Вы должны показать дзансин через кигамаэ и мигамаэ (умственную готовность и физическую позицию) прежде, чем удар станет действительно иппоном (будут подняты флажки). Дзансин, о котором мы говорим в данный момент, это наше первое определение, которое часто сегодня понимается (для удара мэн) как выход на дистанцию “тома” и быстрый переход в сильное камаэ.

Несмотря на сказанное выше, дзансин на соревнованиях часто не учитывается судьями при принятии решения. Прежде всего потому, что флажки часто поднимаются вверх до того, как сиай-ша реализует его. Однако в дзикэйко и на экзаменах всё иначе. Здесь всё зависит от уровня кэнши и той ступени которую он пытается достичь.

Возникает очевидное противоречие.

В сиай присуждение иппон без прохода и хорошего камаэ, в слабой позиции и без зрительного контакта с противником тоже иногда случается; можно условно назвать это «приблизительным дзансин». Принципы, которые содержит наше второе определение (сейчас практически неизвестное), используются редко. Учитывая всё сказанное выше мы можем заключить, что подлинный дзансин не является фактором для принятия решения об иппон.

 

Хикиагэ и юко-датоцу без дзансин

Когда дзансин был включён в юко-датоцу? Ответ: в 1982 году. Да, это так: дзансин стал частью валидного удара сравнительно недавно. До этого ни в каких правилах сиай не упоминается дзансин. Ранее авторы упоминали только то, что вам  не следует делать. Так называемое «хикиагэ».

Известный инструктор Бусэн Огава Кинносуке-сэнсэй писал в своей книге 1937 года Тэйкоку Кендо Кихон (Учебник Кендо Императорской Японии):

«В бою, где жизнь стоит на кону, кто может позволить себе сражаться без дзансин? В реальном бою часто после нанесения первого удара наносится еще один удар, перед тем как окончательно добить поверженного противника.

В последнее время этот реальный дзансин начинает исчезать. Увеличивается количество хикиагэ. Можно видеть множество примеров этого во время сиай. Основной причиной является то, что сильны  обычаи времён когда кендо выполнялось как геккен-когё*. Другая причина заключается в том, что слабые духом люди, которые не имеют достаточной технической подготовки и сильной “ки”, не могут сделать то, что от них требуется для победы. Они ошибаются, пытаясь снизить проявление «хикиагэ», заменить их на что-то более стоящее. Ныне это можно видеть в дзюдо: «играй в хикиваке» (своди всё к ничьей). Это – трусость.

Бутокукай пытается бороться с этой порочной практикой, изменяя правила судейства для сиай.

Если у вас есть хоть малейшее уважение к Бусидо и есть Честь, если вы хотите постичь себя через практику кендо, то вы никогда не должны копировать этих трусливых людей, которые делают хикиагэ. И вне всяких сомнений: если вы выполняете хикиагэ, то ваш прогресс в кендо будет замедляться».

Здесь правила Бутокукай, упомянутые выше:

«6. Если после удара соперник ломает свое камаэ, ослабляет дух и не проявляет дзансин соответствующим образом (использует «хикиагэ»), ему должно быть вынесено предупреждение. Если же он продолжит нарушать правила, ему должно быть засчитано техническое поражение.

7. Если один из соперников наносит хороший удар, но затем делает хикиагэ, а его противник сразу же контратакует валидным ударом, то второй удар считается  действительным».

Ниже приводится ещё одна цитата из Кендо Токухон Нома Хисаси (1939):

«Даже после удара нельзя терять концентрацию. В современном  сиай  кендо существует термин “хикиагэ”. Это действие выполняемое только для получения победного очка. В этой ситуации дзансин теряется. По этой причине хикиагэ в свое время запретили. Однако в чреде множества сиай появление хикиагэ неизбежно. Поэтому оно не должно быть под строжайшим запретом. Однако современным сиай-ша даже в момент хикиагэ нельзя забывать про дзансин».

Хикиагэ – это действие проявляющееся только после удара. Подумать об ударе “котэ”, стукнуть и затем кричать: «котэ, котэ, котэ!». Или ударить мэн и направить свой синай в сторону противника уже после того, как иппон был присуждён, и при этом всё ещё выполнять киай, как бы говоря им: «Да! Я поймал тебя!». Ударить противника как в дзикэйко и затем удирать, повернувшись к нему спиной, или выйти за пределы сиай-дзё. Ещё несколько примеров плохого дзансин были показаны на видео выше. Все это попадает под определение “хикиагэ” и ничто из этого не показывает ваш дзансин. Они выражают только одно – неуважение к вашему оппоненту.

Но подождите, разве все эти действия не распространены в кендо (особенно в сиай) сегодня? Ответ: да. Именно для борьбы с этими действиями было добавлено правило дзансин. Но, как следует из этой статьи, это не помогло. Хикиагэ до сих пор широко встречается в кендо, а дзансин не является определяющим фактором в присуждении иппон.

 

Переосмысление дзансин

Давайте ознакомимся с сокращенным высказыванием Мицухаси Хидэдзо (ученика Такано Сасабуро) 1972 года:

«Не пытайтесь навязать себе дзансин, но позвольте ему произойти естественно после удара. Просто выполняйте каждую атаку с полной умственной концентрацией и должной физической силой, позволяя себе расслабиться сразу после её завершения. Такое качество действия позволит вам находиться в умственном и физическом состоянии, при котором вы сможете быстро и правильно реагировать на любые действия противника.

Если вы истинно расслабитесь перед ударом, нанесёте мощный удар естественным образом и перейдёте в сфокусированную и стабильную позицию после удара, то, в конечном счете, вы приобретете Истинный Дзансин».

 

В заключение

Сегодня мы кратко обсудили текущее понимание дзансин и разницу между классической идеей дзансин и современной практикой. Мы поняли, что то, что было под запретом в течение многих десятилетий теперь – норма. Размышляя над этими вопросами в течение нескольких лет, я пришел к выводу, что было бы полезно, если бы все упоминания дзансин были удалены из определения юко-датоцу. А вместо них было добавлено «сутэми без хикиагэ». Проблемой является тот факт, что термин “хикиагэ” в настоящее время практически неизвестен в среде современной японской кендо-молодёжи.

Всё изменилось и назад не вернется. Дзансин будет по прежнему считаться важной частью иппон, но иппон продолжат присуждать и без него. Современные кендока продолжат делать те вещи, которые были преданы анафеме предыдущими поколениями кенши.

Обсуждённая в этой статье тема, увы, не имеет отношения к современной практике кендо. И я не уверен, что смог хорошо объяснить вам запутанную природу дзансин. Однако я уверен, что многие читатели и ранее обращали внимание на запутанные, непоследовательные или противоречивые элементы как в системе кендо, так и в будо в целом. Вы не одиноки!

Подробнее эти вопросы разобраны мной в эссе под названием «Кенкю и куфу». Смотрите главы «Подозрительный лис» и «От дзаншсн к кимэ».

 

*1 В начале эпохи Мэйдзи большую популярность завоевали гэккэн-когё — демонстрационные соревновательные поединки выдающихся фехтовальщиков, которые проводили мастера на сцене, бросая вызов желающим из числа зрителей. Эти шоу собирали толпы зрителей, о них часто писали газеты.

 

Перевод Владимира Синякова

Оригинал перевода

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области!