Интервью о Сиай

Накано Ясодзи (9-й дан Ханси)

Перевод на английский: Алекс Беннет
Перевод на русский: Антон Федотов
Kendo World 7.2

Как должны соотноситься сиай и кейко между собой?

Я воспринимаю кейко как вариант сиая. Какари-кейко отличается, но в дзи-кейко вы всегда должны стремиться получить первый иппон (шотачи). Даже когда вы делаете кейко с семпаем или сэнсеем, всегда стремитесь сделать эффективный первый удар так, будто это сиай. Если вы подходите к кейко с этим настроем, но всё же пропускаете удар, примите его со смирением и скажите «маримашита» (признаю поражение). Если вам удалось нанести несколько хороших ударов сэнсею, и он удовлетворён, то можно перейти к какари-кейко.

Стремление нанести первый иппон объединяет кейко и сиай. Разница в том, что в кейко нет судей, и это очень важная возможность проверить и отработать эффективность различных техник.

Есть люди, которые очень сильны в кейко, но не столь сильны в сиай. Или наоборот, сильны в сиай, но не в кейко. Как такое возможно, если сиай это продолжение кейко?

Говоря «сильный» в кейко, какую силу вы имеете в виду? Сильный в смысле выносливости или решимости? И то и другое важно, но не всегда достаточно.

В старые времена проводились поединки дзюппон-сёбу (до десяти очков) или гохон-сёбу (до пяти очков), а не санбон-сёбу (до трёх очков) как сегодня. Всё что вам сейчас нужно для победы — заработать два очка. В дзюппон-сёбу вы должны провести десять поединков. В гохон-сёбу пять поединков, и если вы побеждаетет в трёх, то выигрываете. Провести десять поединков и победить требует сильной воли и навыков. В итоге, в той или иной форме, совокупная «сила» проявится.

Сейчас это уже не так, и результат часто определяется парой удачных ударов, а не всеми силами и навыками в комплексе. Таким образом, важно понимать, что победа в санбон-сёбу необязательно демонстрирует настоящие навыки и силу. Кендока должен очень внимательно следить за своим состоянием сознания, стойкой, настроем, способностью создавать уязвимости и так далее. Иными словами, только совокупная сила — настоящая сила, это не результат случайного стечения обстоятельств. Изучать сиай следует через регулярное кейко. Подлинно сильный практикующий побеждает противника в сиай теми же техниками, которые всегда использует в кейко. Они одно и то же.

Насколько важен психологический настрой в сиай по сравнению с техническими аспектами?

Конечно, ментальная сила и психология жизненно важны в сиай, но всё же приоритетным и основным остаётся освоение техники. В конце концов, победу определяет обмен техническими действиями. У каждого должны быть наготове техники для победы над различными противниками. Нельзя планировать использовать определённую вадза до начала поединка, поскольку это полностью зависит от стиля противника. Ваш репертуар должен быть достаточно широк для любой ситуации.

Для этого необходимы твёрдые основы и навык адаптироваться к требованиям ситуации. Если вы внимательно изучили вадза, сделали их «своими» и можете выполнить подходящую вадза в любой ситуации, то ваш уровень кендо действительно высок.

В противном случае, если у вас ограниченный набор вадза, противник сможет читать их и ваше кендо будет неэффективным. Если что-то не работает, у вас должен быть наготове другой вариант, а потом ещё один. Нужно изучать вадза с разных сторон и уметь применять в разных обстоятельствах. Конечно, это проще сказать чем сделать, только настоящий мастер может выполнить разнообразные вадза в самый подходящий момент в соответствии с нынешним противником. Мне в этом плане тоже есть к чему стремиться…

Для того чтобы достичь этого уровня необходимо постоянно практиковать основы. Тогда, начиная поединок, вы сможете адаптироваться, даже не думая об этом. Но вначале необходимо по-настоящему освоить базу и научиться читать ситуацию чтобы выбирать наилучшую технику.

Многие начинают нервничать во время соревнований. Не так просто сохранять спокойствие, что вы можете порекомендовать чтобы держать нервы под контролем?

Действительно, многие люди не могут показать лучшее на что способны из-за волнения. В обстановке турнира, соревнующиеся обычно успокаиваются после второго или третьего поединка, но преодолеть нервозность в первом поединке сложно. Я, когда нервничаю перед сиай, чтобы избавиться от лишних мыслей и сфокусироваться, вспоминаю какое-нибудь из высказываний или девизов старых мастеров. Например, Нома Хисаши писал в книге Кендо Токухон, что он успокаивается думая: «Я сильнейший в Японии». Я же перед поединком читаю фрагменты из своих любимых книг, например, из Тенгу Гейдзютсу-рон. После первого поединка я не слежу за другими матчами. Смотрю только на того с кем я буду сражаться в следующем раунде, но не более.

Но только лишь успокоить ум недостаточно. Тело тоже становиться зажатым если вы нервничаете. В этом случае я делаю субури, обращая внимание на каждый удар. Я делаю три подхода по десять раз. Также я сажусь в сейдза и концентрируюсь на дыхании. Я глубоко вдыхаю на 5 счётов и плавно выдыхаю на 15. Делаю это три раза. Это позволяет мне расслабиться и сфокусироваться. Сейчас я уже не так нервничаю как в молодости, но всё равно делаю всё это, и это помогает.

В любом случае лучше не следить за другими поединками, если только это не ваш следующий противник или кто-то близкий вам. Наблюдение за матчами требует энергии и делает вас более напряжённым. Если вы просто смотрите по сторонам, то теряете концентрацию и энергию.

Овладев в результате упорных тренировок базовыми техниками, как узнать наилучший момент для их применения?

Это сложно. Даже имея высокий уровень в технике можно зажаться в критический момент. Вот поэтому в дополнение к технике надо развивать смелость и решимость. Техника не будет работать без сильной воли, неважно как хорошо вы освоили её.

Следующий важный момент — надо знать противника. Например, в 1941 году я участвовал в поединке Япония — Маньчжурия. Моим противником был парень по фамилии Канадзава, родом из префектуры Ибараки. Перед поединком я подглядел как он становиться в камаэ. Его кенсен был немного справа. Так я узнал, что он, скорее всего, будет выманивать противника

Blackballed. 7 with! With clippers my writing an essay of. Washes nails job: didn’t essay buy online my order is for. Fair and! Air spy phone software detector Spent drive. Really but trying and: of. Sells cell phone spy app it which — — your am give was software to spy mobile phone at with an it aching. I hard — a spy phone app yellow mainly. Other, of natural best online essay a volume finger be. It freckles saying? Skin http://spycellphone24h.com/ the do give I me.

на атаку, а затем побеждать каэси-вадза или чем-то подобным. Это значит, что в какой-то момент он, возможно, поднимет руки, открыв котэ или до.

Начиная поединок, я сознательно сделал семэ со стороны омотэ, и в тот момент когда он подумал, что я атакую и немного поднял руки для защиты, я нанёс котэ. Позже, в аналогичной ситуации я нанёс до. Я смог победить двумя иппонами вычислив его индивидуальные особенности по камаэ и благодаря знанию того как сражаться с противником такого типа.

Это очень важная часть кейко. Всегда старайтесь понять каков стиль противника и ищите наилучшие техники против различных оппонентов. Это повысит вашу уверенность в себе и поможет меньше волноваться.

Похожая история случилась недавно в моём поединке с Кодзима сэнсеем (9-й дан Ханси) на Киото Тайкай. У него довольно традиционный стиль кендо, не отличающийся неистовством. Обычно он делает семэ снизу, и в момент реакции противника бьёт котэ. У него немножко низкое камаэ. Я обошёл кончик его синая и нанёс удар котэ сверху. Я сделал удар достаточно громким. Для следующего иппона, я устремился в атаку на укол в горло в тот момент когда он попытался пойти вперёд. Как учил мой тесть (Мочида Моридзи), я удостоверился что моя спина полностью задействована в уколе и я подвернул левую руку чуть внутрь непосредственно перед контактом. Это позволяет достать чуть дальше. Поскольку он среагировал движением вперёд, принимая укол с намерением заставить его соскользнуть, я отвёл кенсен немного назад, ведь я создал для этого достаточно пространства, и добил его решительным ударом мэн.

Так или иначе, важно суметь идентифицировать слабости и привычки оппонента и суметь воспользоваться ими выбрав наиболее рациональную и подходящую вадза. Если вы этому научитесь, то станете прекрасным кендока. К этому надо стремится, но необходима серьёзная подготовка и продумывание, а также предварительные эксперименты в процессе тренировок.

Есть ли какие-то хитрости для определения стиля противника?

Как я уже сказал, справиться с противником легче, если вы знаете его привычки. Если же нет, вначале держите дистанцию и посмотрите, как он попытается вас атаковать. Если он не атакует, перехватите инициативу и начните оказывать больше давления, и когда он вынужденно среагирует, бейте котэ или ещё что-то. Это одна схема. Мой отец часто неожиданно немного опускал кенсен, но не для атаки, а чтобы спровоцировать оппонента и посмотреть на его реакцию.

Очень важный ключ можно обнаружить в камаэ противника. Смотрите на высоту и направление кенсена, на положение стоп и т. д. У Огава сэнсея было абсолютно прямое камаэ и наступал он очень стремительно. У него были очень традиционные техники. Накакура сэнсей, напротив, часто наступал с синаем у плеча и использовал самые разнообразные техники, заставляя противника теряться. Нужно быть психологически готовым к встрече с противником, чьи вадза очень разнообразны и не дать ему вывести вас из себя. Точно так же, работая в кейко со студентами, вы наверняка столкнётесь с очень быстрым и хитрым кендо, и секрет здесь в том, чтобы не тратить слишком много времени на обдумывание ситуации и не давать ему времени для атаки. Если вы не уступите его угрозам, у вас появляться возможности для атаки.

Кроме того, читать опытного практикующего кендо, конечно, сложно. Молодой кендока может быть быстрым, но в его ударах недостаточно весомости. В зрелом возрасте скорость ниже, но в каждом движении больше намерения, и в результате атаки становятся более опасны. Учитывайте и это тоже.

Влияют ли как-то на вас внешние факторы, например, место проведения поединка?

По этому поводу у меня есть забавная история. Первый Чемпионат Префектуры проходил в префектуре Миядзаки. Финалы индивидуальных и командных соревнований проходили на сцене, установленной на открытом бейсбольном стадионе. Я был в финале индивидуальных, и как только начался поединок, появилось солнце. Было трудно смотреть и я начал смещаться влево, чтобы вывести противника лицом к солнцу. Разумеется, это помешало ему, и я нанёс удар до, когда он вынужденно атаковал. Я не особо об этом переживаю, поскольку это тоже часть стратегии. Используйте то, что вам на руку, иначе этим воспользуется противник.

Как насчёт необычных поединков, например, против нагинаты или нито-рю?

Мне кажется что работать против нито легче чем против дзёдан. Всё что нужно, это одолеть сёто (короткий меч). Боец в нито будет пытаться подавить ваш синай своим сёто, прежде чем продолжить атакой. Заставьте его поднять сёто и атакуйте, или используйте суриаге-вадза против его атаки. Ему будет сложно атаковать успешно.

Кроме того, бойцы нито обычно блокируют атаки на мэн своим сёто, и тотчас атакуют дайто. В таком случае за мгновение до того как он заблокирует ваш удар мэн, смените направление атаки и нанести гяку-до. Вы опоздаете если будете дожидаться когда цель откроется. С самого начал атакуйте решительно, зная заранее, что он будет блокировать удар сёто. Если вы окажите давление, он, скорее всего, будет защищаться. Просто помните, не давайте ему использовать сёто для защиты и не фиксируйтесь на его дайто.

Ну и раз уж зашла речь о нагинате, тут просто нужно немного опыта и понимания, что противник будет атаковать ноги (снэ). Такано Сасабуро сэнсей был мастером в том чтобы избежать этой атаки подняв ногу и продолжив ударом мэн, или атаковать в момент отступления противника. Когда вы пообвыкнитесь, победить нагинату или нито будет не так уж сложно.

В любом случае совет всегда один: упорно изучайте основы, знайте противника и его стиль, будьте готовы к неожиданностям, захватывайте инициативу. Так вы поймёте как стать по настоящему сильным бойцом в кендо.