Кан-но-мэцкей

Перед вами текст содержащий довольно сложные и спорные концепции. Частично он состоит из цитат и мнений учителей различных боевых искусств, частично из моих собственных размышлений и попыток понять высказанные ими идеи. Прошу вас отнестись к тексту критично. Слова учителей искажены переводом, а мои собственные размышления далеки от совершенства, кроме того, затронутые идеи лежат на самой границе моего понимания, поэтому их изложение не может претендовать на окончательную истину. Я начинал эту статью как попытку разобраться в вопросе самому, и несколько раз основательно редактировал её, по мере того как моё понимание менялось. Уверен, в будущем оно изменится снова, поэтому статью не стоит воспринимать как декларацию окончательных убеждений по затронутым вопросам.

Последнее время я часто задумываюсь о взгляде. Точнее о восприятии того, что мы видим. Известно, что есть особый, осознанный взгляд, вернее, особый способ кристально ясного восприятия действительности. Восприятия “здесь и сейчас”. Дело тут конечно не в глазах, “взглядом” я называю это только потому, что мы получаем через зрение 80% информации, однако точно также можно осознанно слышать, ощущать вкус или чувствовать тактильно.Поскольку основная моя практика лежит в сфере боевых искусств — рассуждения будут касаться именно такого применения осознанного взгляда.

Прежде всего, чтобы сразу прояснить о чём речь и ввести правильную терминологию, приведу мнение об этом вопросе Масахиро Имафудзи, 5 дан кендо (по материалам сайта: kendoguide.456room.org):

У нас есть два вида «metsuke» (способа смотреть на оппонента) с использованием двух разных видов глаз. Kan и Ken.

В кендо мы пользуемся двумя типами глаз. Трудно поверить? Да, трудно поверить в то, что ваше сознание тоже имеет глаза! Вы должны запомнить этот термин «metsuke». Он часто используется в тренировках по кендо. Metsuke — это существительное от «смотреть на что-то» или «то, как вы видите вещи». […]

Ken для того, чтобы смотреть, видеть, наблюдать… Вы используете ваши глаза. Таким образом, вам действительно нужно смотреть на оппонента. Звучит не сложно. Вы видите, как ваш оппонент двигается, действует или реагирует. Вы наблюдаете за своим оппонентом и затем решаете, что предпринять.

Kan может означать «наблюдать» и т.д., но здесь это больше означает «замечать правду».

Это не то, что вы можете увидеть невооруженным взглядом. Но что же это тогда? Вы наверняка уже знаете ответ… да. Сознание. Вы можете назвать это интуицией. Кто-то может назвать это проницательностью. Еще кто-то назовет это «чтением чужого сознания». Это когда вы должны положиться на свой опыт, свои ощущения, чувства и/или инстинкт. Другими словами, не верьте тому, что видите только глазами. Чем больше вы практикуете кендо, тем лучше понимаете то, о чем здесь написано. Kan no metsuke это не то, чему можно научиться просто потренировавшись. Этого можно достичь с помощью медитации или через суммарный опыт многих тренировок. И ты не знаешь наверняка, когда сможешь приобрести это. Могу сказать только то, что если вы обычный человек, как я, то понадобится много времени, чтобы получить этот взгляд. Во время тренировок будут такие моменты, когда вы просто будете знать, что ваш оппонент сделает дальше. Кроме того у вас будут такие случаи, когда вы выиграли поединок и не знаете почему выиграли либо не помните, что сделали, чтобы выиграть.

Пока вы начинающий, не беспокойтесь особо о kan. Все, что вам нужно делать — это делать то, что вам говорят. В любом случае, у вас нет времени, чтобы думать о «глазах» сознания. Когда у вас будет 3 дан, вы можете начинать тренироваться думать о «kan».

Упоминается это явление и в “Книге пяти колец” Миямото Мусаси (хотя в распространённом русском переводе смысл утерян):

As for the two manners of seeing things, kan [observing] and ken [seeing], the eye for kan is strong, the eye for ken weak.

Существует два способа взгляда: кан [наблюдение] и кен [виденье], взгляд кан силён, взгляд кен слаб.

Ну что ж, возьмём на вооружение термин кан, и будем думать дальше.

Чтобы осветить проблему более широко, скажу несколько слов о рукопашной технике. Практикуя Дайто-рю Айкидзюдзюцу я убедился, что многие базовые техники работают только при очень точном тайминге и выверенных до сантиметра движениях, возможных лишь в одном случае: если вы “угадали” действия противника и адекватно среагировали в момент самого начала атаки. Но конечно речь идёт не об “угадывании”, а о “чтении” его действий. В случае безоружной техники “угадать” становится гораздо сложнее чем в кендо, поскольку вариантов атаки гораздо больше. Кроме того, как и в кендо, значительная часть техник требует точного чувства центра и динамики движения противника, что сильно усложняется разнообразием атак и плохо поддаётся формализации и интеллектуальному анализу, но воспринимается интуитивно при наличии кан-но-мэцкей.

Объясняя принцип айки Кацаюки Кондо (глава одного из направлений Дайто-рю Айкидзюдзцу) говорит, прежде всего, о тайминге: о реакции на захват в момент самого захвата, о “входе в удар противника” в момент его замаха, о контратаках одновременных атаке. (http://rutracker.org…c.php?t=3039734) Я убеждён, что без предсказания действий противника это невозможно, ведь обычная скорость реакции человека составляет примерно 1/3 секунды, что уже слишком медленно.

Таким образом, техники ставшие, в том числе, базой столь популярного айкидо, так же как работа на предельных скоростях в кендо эффективны только при наличии этого загадочного кан.

Японские мастера это явление не скрывают, однако и объяснять не торопятся. Причина такой ситуации ясна: человеку воспитанному в рамках японской культуры просто не надо объяснять где и как искать подобное знание и навык. У нас картина иная. Для представителя культуры западной, привыкшего мыслить рационально и обучаться последовательно, на основе чётких инструкций, велик шанс не заметить этого момента и зайти в тупик, пытаясь преодолеть многие препятствия “в лоб”.

Рассматривать это явление можно по разному. Велик соблазн начать рассуждения о “тонких энергиях”, но, на мой взгляд, тут совершенно не за чем плодить лишние сущности. Если мы говорим о реальных вещах, то реальными они должны быть для любого человека в любом культурном окружении. А раз уж мы европейцы — попробуем рассмотреть кан рационально.

Итак, мы говорим об особом способе восприятия. Или особом способе анализа информации поступающей в наше сознание. То есть, интересующий нас процесс происходит внутри сознания, стало быть развитие и управление этим навыком требует работы с сознанием.

Посмотрим теперь, чего мы хотим добиться. На первый взгляд, чтобы начать “читать” противника нужно поместить его в фокус своего внимания. То есть перестать концентрироваться на себе, на своём оружие, на своих мыслях и тактических планах и полностью сфокусироваться на противнике. Однако, на самом деле это не будет решением. Дело в том, что поединок — это взаимодействие двух (или более) людей, плюс внешнего окружения, поля боя. Поединок происходит во множестве измерений: в пространстве, во времени и в измерении психического взаимодействия. Все эти многомерные факторы должны учитываться, то есть фокус внимания должен одновременно охватывать нашего противника, нас самих, течение боя и всё что происходит вокруг. Однако, свойство сознания таково, что человек может одновременно концентрироваться только на чём-то одном.

Как же решается эта проблема? Ответ прост: нужно “обойти” ограничение на возможность восприятия сознанием только одного объекта сделав одним объектом всю наблюдаемую ситуацию. Чтобы воспринять себя, противника, окружение, течение боя разом — нужно соединить это всё в своём сознании в один объект.

Это не так сложно как кажется на первый взгляд: дело в том, что наше обыденное сознание каждую секунду занято очень тяжёлой работой, которую условно можно разделить на два процесса: разделение и прогнозирование (хотя по сути это одно и то же).

Разделение

Наше сознание постоянно занято тем, что оно отделяет один объект от другого. Наше сознание анализирует множество факторов, чтоб отделить клавиатуру компьютера от стола на котором она лежит или отделить стену комнаты от потолка. Но если мы подумаем пару минут, то увидим, что нет чёткой грани между потолком и стеной, а атомы клавиатуры переплетены с атомами стола. Между ними нет чёткой границы. Мы сами каждую секунду впускаем с себя миллионы атомов снаружи и через несколько лет в нас не остаётся ни одного старого атома. Даже само наше сознание — большей частью лишь следствие переработки той информации, что попадает в нас снаружи. Где граница между нашим “внутренним” сознанием и “внешним” культурным окружением, например языком на котором мы мыслим?

Попробуйте на мгновенье представить себе Вселенную, где нет и никогда не было человека. Есть ли для Вселенной разделение моря и реки, которая впадает в него? Есть разделение воды в океанах и воды в облаках? Есть для Вселенной вообще разделение на небо и землю? Нет. Это разделение рождается только в сознании человека. А теперь представьте себе, какой объём информации надо обработать нашему сознанию чтобы из единой Вселенной вычленить бесконечную иерархию отельных объектов? Это сложнейшая работа требующая огромных вычислительных ресурсов.

В обычном состоянии сознания наше внимание непрерывно переключается между отдельными объектами, которые мы вычленяем из единой реальности. Независимо от того, внешние ли это объекты, воспринятые чувствами, или внутренние, рождённые умом, непрерывное движение внимания от одного к другому отнимает почти всю нашу возможность концентрации. Недаром изучение медитации обычно начинается с простой концентрации на одном объекте.

Прогнозирование

Для обыденной жизни человеку необходимо прогнозировать происходящие события. Необходимо строить планы и мысленно искать пути их реализации, лавируя между вероятностями спрогнозированных событий. Это замечательно работает в повседневной жизни, но малоэффективно в стремительно развивающейся и непредсказуемо меняющейся ситуации боя. Нам уже ясно, что работа в темпоритмего-но-сен (контратака после атаки), то есть действие в привычном потоке причин и следствий, малоэффективна в рассматриваемом контексте. Нам необходим темпоритм, как минимум, сен-но-сен (контратака одновременно с атакой), что предполагает взаимодействие вне протяжённого отрезка времени, но в едином мгновении “здесь-и-сейчас”. Такое взаимодействие также требует переориентации сознания с привычных представлений о важности прошлого и будущего на важность настоящего мгновения.

Важность прошлого и будущего в нашем сознании рождается из чувства важности своего “Я” из нашего эго. То, что мы обычно называем “Я” — поток мгновений восприятия между прошлым и будущим, чувство, основанное на представлении о том, что некая сущность переходит из прошлого в будущее и, таким образом, продлевает себя во времени. Эту сущность мы обычно и называем “Я”. В результате постоянной концентрации на этой протяжённой во времени сущности наше восприятие также оказывается “вытянутым во времени”. То есть мы постоянно сконцентрированы на прошлом и будущем, как на вместилище своего “Я” и упускаем, в результате, значительную часть настоящего. Однако, если посмотреть внимательнее, прошлое нашего “Я” — это лишь более или менее смутные воспоминания, а будущее — неточные прогнозы.

Я не призываю сейчас углубляться в философию и размышлять о жизни, но в прикладном аспекте поединка воспоминания бесполезны, а прогнозы бессмысленны. Сохранение концентрации на своём “Я” не даёт преимуществ в поединке, в то время как отказ от этой концентрации высвобождает огромный ресурс внимания, который может быть развёрнут на 90 градусов на плоскости между осями пространства и времени. Таким образом, вместо того чтобы концентрироваться на восприятии времени можно практически полностью переключить внимание на восприятие текущей ситуации поединка.

Отказ от разделения и прогнозирования, этих двух привычных форм деятельности ума, приводит к новым состояниям сознания известным в традиции дзэн в целом, и в традиции японского будо в частности, как мусин и муга. Мусин — сознание, свободное от своих обычных свойств (не-сознание), рождается благодаря отказу от деления мира на отдельно воспринимаемые объекты (а также на субъект-объект), в результате которого, сознание перестаёт беспорядочно перемещаться от одного объекта к другому и останавливается на ясном восприятии всей ситуации в целом. Муга — самоотверженность, отказ от эго, приводит к той-же цели: перенаправлению ресурса внимания со своего “Я” на текущую ситуацию. Фактически, мусин и муга — два колеса одной телеги, и ведут к одной цели — переключению ресурса внимания на ситуацию “здесь-и-сейчас”.

Итак, не углубляясь в мистику, а оперируя исключительно терминами внимания и восприятия, мы пришли к фундаментальным понятиям японского будо и традиции дзэн. Каждый человек может пройти этот путь обнаружив все описанные явления внутри себя.

К сожалению, единственный способ практического освоения этих методов — самостоятельное прохождение всего пути. Высказанные здесь идеи так и останутся очередным набором отдельных объектов ума, пока каждый из нас не освоит это состояние сознания на личной практике.

Результатом реализации этого состояния, выраженного в способе восприятия кан-но-мэцкей, на практике становится кристальная ясность и понимание ситуации, в том числе, становятся понятны намерения и возможности противника. Механизм, позволяющий “читать” противника в таком состоянии удивления уже не вызывает, ведь мы освободили огромные ресурсы нашего внимания и сознания от рутинной работы, теперь их более чем достаточно для анализа множества факторов, таких как взгляд, дыхание, микродвижения, изменение баланса противника и т.д.

Ещё одним эффектом восприятия кан является повышение скорости реакции. Как действует наша реакция в обычном состоянии? Мы вычленяем из действительности объект, например, меч противника. Концентрируем на нём сознание. Замечаем, что он начал движение. Концентрируем сознание на движении и выясняем, что это движение вверх. Начинаем строить прогноз: что будет если движение продолжится с той же скоростью, что будет если движение будет ускоряться и т.д. В этот момент наше сознание уже сконцентрированно в нашей памяти и лихорадочно перебирает варианты реакции выбирая лучший. Затем мы переносим сознание из памяти в тело и начинаем мышечную активность в соответствии с выбранной схемой действий… и так далее. В итоге осмысленная реакция обычного сознания занимает около секунды.

В случае использования кан нам нет необходимости переносить сознание от одной детали ситуации к другой. Мы не тратим время на анализ ситуации, а реагируем на неё сразу. Правильность реакции конечно зависит от наработанной техники, необходимость естественной, благодаря многим годам тренировок, техники ни кто не отменял, но скорость реакции возрастает многократно. Также возрастает и процент её адекватности: противнику практически невозможно выполнить обманный манёвр, если вы видите его намерение. Однако, очень важно понимать отличие осознанной реакции от инстинктивной: при наработке техники “до автоматизма” обманные манёвры противника прекрасно работают, при осознанной реакции — нет.

Среди других эффектов осознанного восприятия можно назвать повышение точности ощущения маай, во всех его многочисленных аспектах. Видения суки противника, чтения чередования сильной и слабой фаз его дыхания и т.д.

Хочу упомянуть ещё об одним эффекте, суть которого я стал пытаться понять совсем недавно. Речь идёт об “обратном” канале, по которому информация передаётся не внутрь сознания, а наружу. Опытные мастера умеют “давить” на противника не совершая при этом активных действий, используя одно лишь сознание. Мне пока не совсем понятен механизм этого, однако можно предположить, что свободное сознание, способное одновременно анализировать тысячи факторов, способно, на том же интуитивном уровне, выстроить ваши действия (тело, взгляд, дыхание и т.д.) таким образом, что противник чувствует себя беспомощным. В бою это выглядит так, будто один человек словно “гипнотизирует” другого, лишает на долю секунды способности двигаться. Ключ к этому навыку, как мне кажется, также надо искать в кан-но-мэцкей.

В заключении приведу слова Кацаюки Кондо сказанные им во время Третьей демонстрационной конференции журнала Айки-ньюз в Токио (http://rutracker.org…c.php?t=1926133):

Я хотел бы обратиться к пяти основным элементам в тренировке по воинским искусствам. Это фундаментальные основы боевых искусств. Я перечислю их: во-первых это понятие мэцкей, что означает способ концентрации внутреннего состояния […] Понятие мэцкей связанно с концентрацией внутреннего состояния и развитием высокого уровня предощущения, которого мы стремимся добиться. Мэцкей несёт в себе широкий диапазон смыслов: начиная от контроля противника с помощью взгляда и кончая остановкой дыхания противника усилием воли. […] Что же представляем собой айки на уровне оку-дэн? Айки на уровне оку-дэн это тайная мощь, которая порождается человеком, когда он тренирует свой дух. […] Я думаю, что айки на уровне оку, если выполнять, его надлежащим образом, в не меньшей степени позволяет достичь идеала, чем какой либо другой Путь. В частности, это означает достижение состояния духа, который охватывает противника и делает его беспомощным, это объясняется содержащимся внутри и связано с понятием мэцкей.