Краткий комментарий к аттестации на рокудан/нанадан* (2022)

перевод с английского
*шестой и седьмой дан

Автор: kenshi 24/7
Оригинальная статья: https://kenshi247.net/blog/2023/02/01/a-brief-comment-on-rokudan-nanadan-gradings-2022/

UPDATE: когда впервые была опубликована эта статья, она была об аттестации на шестой дан. Когда в 2022 году я начал переводить комментарии по аттестации на седьмой дан, я понял, что все комментарии были точно такими же. Рокудан и нанадан всегда проводятся вместе в течение двух дней, и кажется, что там один и тот же shinsain (глава комиссии). Я обновил статью, чтобы отразить это.

В 2022 году было семь shinsa-kai (аттестаций) для экзамена на 6й и 7й даны здесь, в Японии. Как вы знаете, рокудан (первая kodansha или старшая степень) и нанадан являются национальными экзаменами кендо. Это означает, что они контролируются непосредственно Всеяпонской федерацией кендо, а не местными префектурными ассоциациями, и все судьи выбираются вручную.

Когда Япония вновь открыла границы (*после ковида), несколько моих друзей по всему миру написали мне, что приедут в Японию (Киото) в конце апреля, чтобы принять участие в экзамене на рокудан (и посмотреть Киотский Тайкай, конечно же). По разным причинам я лично не рекомендую приезжать в Японию только для того, чтобы сдать экзамен, но я понимаю, почему у людей есть сильное желание сдать экзамен именно в Японии.

В сегодняшней статье (для целей изучения) я кратко (и довольно свободно) перевожу основные моменты, изложенные старшим судьей в четырех из семи тестов коданша (рокудан/нанадан), которые проходили в 2022 году в Японии (они были опубликованы в Интернете). Эти (сокращенные) переводы касаются только кендо-части теста, не ката. В конце я добавил и свои комментарии тоже.

1. Февраль 2022: префектура Яманаси
[комментарии сенсея № 1]

Во-первых, я хочу, чтобы вы продемонстрировали правильную базу. Став рокудан/нанадан, вы становитесь инструктором. Таким образом, вы должны быть хорошим примером во всем: рейхо, как носить кендоги/богу, ваша общая манера двигаться, поведение и так далее. К сожалению, многие люди сегодня не были хорошими примерами. Например, небрежно надетые кедоги/богу, беспорядочное раскачивание синаем, рукоятка синая выступала из руки слишком далеко, действия без ki-ken-tai-icchi.

Далее я хочу поговорить о потоке tachiai (*экзаменационный поединок). Некоторые нападали практически сразу, лишь только вставали из сонкё. Вместо этого, вставая, вы должны показать хорошее (красивое) kamae и выразить свой сильный дух. Во время прощупывания исследуйте намерение своих партнеров с чувством «сен» (то есть в упреждающей прессинговой манере) и, считав правильный момент, наносите удар. Разумеется, удар нужно сделать в доли секунды, выполнить с Shin-ki-ryoku-icchi (с единым и сильным намерением), и довести до конца.

Это нелегко сделать, но если вы практикуете кейко с большим количеством различных типов людей, изучали много различных видов кендо, учились у других сильных мастеров, и если вы постоянно исследуете и работаете над своим собственным кендо, то ваш поток кендо станет лучше, и ваш уровень вырастет.

После удара убедитесь, что вы не расслабились и сохраняете сильное давление в кончике вашего shinai. Сделайте это привычкой в своем ежедневном кэндо.

2. май 2022: Нагоя (префектура Айти)
[комментарии сенсея № 2]

На этом shinsa я выходил на корт № 4 (корты организованы по # и возрасту. # 1 это самые молодые участники и # 6 — самые старшие; на рокудан можно начать сдавать в возрасте 29 лет, нанадан примерно с 35, хотя претенденты в этом возрасте почти исключительно элитные кендока). Вот некоторые вещи, адресованные тем, кто потерпел неудачу.

A. Перед аттестацией задайте себе следующие вопросы:
Используете ли вы стандартный синай? Ваши мэн/котэ химо не слишком длинные? Рукава вашего кейкоги и вашей хакамы правильной длины? Ваша хакама и кейкоги одного оттенка (синего)? Правильно ли расположены узлы на мэн или до (вертикальные, а не лежащие сбоку)? Убедитесь, что вы привели все в порядок до аттестации.

B. Основные вещи, на которые мы смотрим в аттестации это: внешний вид; этикет; камаэ; поединок; присутствие/атмосфера. Я думаю, что все интеллектуально понимают эти вещи, но они часто не могут обнаружить эти ошибки у себя. Важно, чтобы вы обратились к старшему учителю за советом в этих вопросах.

С. Без полного духа никогда не может быть (правильной) возможности нанести удар. К сожалению, я вижу много людей, которые начинают атаку слишком быстро в самом начале tachiai. Tachiai очень кратковременные и люди спешат нанести удар и получить Yuko-datotsu, но это путь потраченных впустую атак. Никогда не нужно спешить. Техника исходит от духа.

За такое короткое время вы должны проявить решимость. Самый первый удар должен быть сделан в правильное время и через процесс давления (seme) — > разрыва (kuzushi) — > отказа (sutemi) — > удара (utsu). Давным-давно нас учили, что «техники были основами; но сердце — решимость».

3. Ноябрь 2022: Токио
[комментарии сенсея № 3]

Вот некоторые моменты, которые я хочу отметить, чтобы те, кто в этот раз потерпели неудачу, обязательно учли их в следующий раз.

А. Внешний вид. В целом внешний вид сдающих прекрасен, но есть некоторые моменты, которые вы должны внимательно проверить: длина мэн-химо и правильный узел. Проверьте что узел на затылке не расположен слишком высоко. Проверьте расположение мономи – оно должно быть расположено правильно.

Б. Этикет. Во время начального и завершающего поклона вы должны точно выполнить три шага вперед с правой ноги и пять шагов с левой. Вы должны быть в камаэ в тот момент, когда вы опускаетесь в sonkyo. В момент, когда синай вынимается и переводится в позицию chudan, убедитесь, что траектория движения проходит над правым плечом вашего парнера.

Подумайте, какой сногшибательный эффект будут иметь такие детали, если вы будете практиковать их каждый раз, делая поклон.

С. Тачиай. Кендо — это ki-ken-tai-no-icchi (* единство тела, меча, духа). Мы смотрим на киаи (kakegoe), поток и движение кончика синая, вашу осанку (до, во время и после удара), а также на то, оставляете ли вы брошенным удар. Во время tachiai вы лишь пытаетесь ударить? Нервничаете? Все ваши атаки однообразны, начинаются всегда с одной и той же стороны (омоте; левая сторона синая), всегда одинаковы? Иначе говоря, во время этой аттестации я не почти не видел сэмэ из omote, uraили ниже синая; я не видел разных способов osae и тому подобное.

На эти моменты обычно больше обращают внимание женщины, особенно на действия кончиком синая и ojiwaza. Я думаю, что нужно учиться у женщин, наблюдая за их tachiai.

4. Ноябрь 2022: Нагоя (префектура Айти)
[комментарии сенсея № 4]

На этой аттестации я выходил на корт № 1. Вот мои замечания по поводу теста.

Во-первых, поздравляю всех, кто прошел эту аттестацию, и тех, кто потерпел неудачу. Если вы потерпели неудачу, удвойте свои усилия и, пожалуйста, бросьте вызов снова. Отнеситесь к кендо как к пути, на котором вы делаете себя лучше и продолжайте стараться изо всех сил.

А. Не ленитесь во время подготовки. Ваши союзники в кэндо — это ваши богу, синаи и кендоги. Какова длина ваших мэн-химо? Позаботились ли вы об одинаковом оттенке своих кейкоги и хакамы? Как натянута цура вашего синая, где расположена накаюи? Обязательно проверьте эти вещи, прежде чем начать аттестацию.

Как коданша, вы всегда должны быть эталоном в своей повседневной жизни и служить тем, кто может помочь другим.

В. Воспитание достоинства (в камаэ и осанке). Я уверен, вы знаете, есть соответствующий «уровень» камаэ, осанки, атаки и достоинства для каждого уровня дана. Однако знать это и на самом деле быть в состоянии показать – совсем разные вещи. Пожалуйста, попросите старшего учителя помочь Вам с этим. Наиболее важными вещами являются хват синая, камаэ, осанка и сила ударов. Все это невероятно сложно, потому что выглядит простым. Маленькие ступеньки ведут на далекие расстояния.

C. Связь с партнером (это связано с «tame» или «давлением»). Во время tachiai обычно видят, как люди стремятся скорее проявить инициативу, атаковать и нанести удар первыми. Хотя я понимаю, почему все стремятся скорее выполнить хороший удар в течение ограниченного времени аттестации, спешка приведет только к бесполезным ударам. Вы должны быть терпеливы, пока ваш противник не попытается нанести удар. Если вы не будете ждать, то не будет никакой связи с вашим партнером. Терпение приводит к появлению этой связи, что приведет к уменьшению потраченных впустую ударов. Далее нужно быть достаточно смелым, чтобы нанести удар с чувством самоотречения (sutemi). Это страшная ситуация, не так ли? Если вы атакуете, вы можете нанести успешный удар, но ваш противник также может ударить вас, и вы проиграете. Несмотря на это, пожалуйста, сохраняйте связь между вами и вашим оппонентом и будьте терпеливы. В этом состоянии концентрации шансы на успешный удар возрастают.

Да, может быть страшно шагнуть в issoku-itto-no-maai и подождать. Но, как однажды сказал буддийский священник: «просто выдохните, считая 1… 2… 3»… Если вы сделаете это, никакие праздные мысли не войдут в ваше сознание. В этом суть дела.

D. Ki-ken-tai-no-icchi. В ваших камаэ в правильном положении находится «лезвие» вашего меча? Если удар наносится не «лезвием», это не будет Yuko-Datotsu. С этим связано подтягивание левой ноги. Это то, над чем мы все должны постоянно работать в течение всей нашей карьеры в кендо.

Е. Секрет успеха. «Ваш дух должен быть полным, но ясным». Если ваш дух полон, то движение синая противника становится (или, по крайней мере, кажется) медленным. Возможно, это всего лишь ментальная иллюзия. Секрет успеха: «делать легкую вещь, которую каждый может делать, снова и снова до тех пор, пока никто не сможет это сделать как вы». Полный дух связан с концентрацией, и в конце концов будет достигнуто чувство ясности.

F. Обращение к женщинам, дзёдан и нито.

Женщины: сделайте свой дух сильным. При столкновении с противником мужского пола проявляйте инициативу мягко. Пусть человек сначала нападет, потом победите его.

Дзёдан: полагайтесь на техники debana. Поймайте момент, когда ваш оппонент хочет нанести вам удар и атакуйте первым. Твердая решимость имеет первостепенное значение. Не нужно пытаться придумать какие-то хитрые методы.

Нито: обязательно используйте шото эффективно. Используйте его, чтобы сделать ваших партнеров shinai бесполезными. Посвятите себя этому.

G. Итоги. Оценки служат для проверки правильности изучения кэндо. Важно, чтобы до аттестации на ваше кендо посмотрел старший сенсей. Именно через тяжелые испытания и невзгоды человек приобретает правильное кендо, и именно через это формируется личность. Если вы практикуете кендо с этим пониманием, то ваши шансы на прохождение увеличатся.

«Не гоняйтесь за вчера, не ждите завтра, не пропустите сейчас».


Дополнительные комментарии

Прежде всего, я не касался части теста ката, потому что обычно эта часть экзамена не вызывает сложностей. Так что я не стал тратить время на перевод комментариев по этой части.

Пункт 1: прежде чем идти на аттестацию, изучите, где находится место проведения, и выясните, как туда добраться. В Японии отличный общественный транспорт, так что это, как правило, не проблема. Найдите жилье как можно ближе к месту проведения.

Пункт 2: У вас не будет шанса на разминку. Будьте готовы к этому.

Пункт 3: Как упоминалось выше в заметках сенсея, важно, чтобы ваше снаряжение было заранее проверено. Это означает проверку длины ваших мэн-химо, как завязаны ваши котэ-химо. Позаботьтесь, чтобы ваши доги (как кейкоги, так и хакама) выглядели красиво (= один и тот же цвет и оттенок). Ваш синай должен быть стандартным, не используйте более короткий. К этому добавлю:

А. Проверьте, что нет никаких вышитых знаков и имени на вашей хакаме, и я рекомендую никогда не носить хакаму с вашим именем на ней. Катакана или имена на английском языке привлекают ненужное внимание. И, конечно, никаких кейкоги с вышивкой на рукаве.

В. Используйте новый tsuka (*кожаная рукоять меча) на вашем синае и не пишите свое имя на нем.

С. Неписаное правило заключается в том, что вы не должны носить защиту и бандажи любого рода. Я знаю людей, которые прошли аттестацию коданша, не снимая медицинский бандаж, но это рулетка.

Пункт 4: Фактическое время tachiai очень-очень короткое. Для рокудана это 60 секунд, а для нанадана — 90 секунд, включая весь ритуал и переход в сонкё. У вас будет всего два боя, и они закончатся очень быстро. Эта нехватка времени означает, что многие будут паниковать и просто начнут атаковать случайным образом. Как вы можете себе представить, это часто приводит к хаосу. Иногда не имеет значения, сколько вы готовитесь, плохой партнер может потенциально помешать вашей способности показать свое кендо.

Такое короткое время экзамена, чтобы продемонстрировать свой уровень кендо (а также пункт 2 выше) является одной из причин, почему я не рекомендую сдавать аттестационные экзамены в Японии. Если вы все же решили аттестоваться на рокудан/нанадан здесь, в Японии, я надеюсь, что эта статья Вам немного поможет. Удачи!