Нито: технические основы

Ямагучи Масато
Kendo World 3.4
Перевод на русский: Антон Федотов

Кендо обычно практикуют с одним синаем, поэтому Нито, как правило, уделяется относительно мало внимания. Кроме того, поскольку Нито было исключено из официальных соревнований в послевоенный период, количество инструкторов и практикующих также уменьшилось. Поскольку стиль Нито выглядит совершенно непохожим на стиль одного меча (Итто), некоторые эксперты в кендо относятся к Нито скептически. Однако, Нито может многое дать практике Итто и может быть использовано как ещё один путь к конечной цели кендо.



В Японии есть поговорка: “За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь”. Это значит, что жадничая нельзя получить всего. Это распространённая шутка по поводу Нито, потому что по-японски “два зайца” и “два меча” произносится одинаково. С другой точки зрения, такой подход может привести к удачному совмещению. Можно получить больше пользы, если ловя одного зайца вы ищете способ поймать много. Однако, если вы пойдёте в Нито неверным путём, это может стать причиной разрушения вашего кендо.

Я хочу чтобы читатели понимали, что существует много стилей Нито, и между ними могут быть отличия. Очень важно рассматривать техники Нито рационально и логически, с открытым разумом. Я думаю что свобода творчества это одна из замечательных черт Нито.

На английском языке мало информаци о Нито (даже на японском её немного). То что я пишу здесь следует рассматривать как введение для тех кто обращается к Нито впервые. Это не в коем случае не исчерпывающая инструкция и не может служить заменой квалифицированного сенсея. Моя задача — показать технические аспекты Нито, не углубляясь в историческую перспективу, которая, как мне кажется, мало применима в реальной практическе Нито.

От редактора: Есть много спеособов выполнения некоторых элементов Нито, таких как хват синая, этикет и так далее. Автор статьи учит своему направлению, которое представляет лишь один из возможных методов практики Нито.

От переводчика на русский: я перевёл эту статью исключительно для ознакомления, она не затрагивает много принципиально важных аспектов Нито, однако, если вы уже практикуете Нито под руководством японского сенсея, взгляд автора может помочь в поиске ответов на некоторые вопросы.

1. Стойка (шисей)

Основные перемешения в современном кендо это перемещения вперёд и назад. В Нито также используются перемещения влево, вправо и по диагонали, что делает его ближе к старому стилю кендо. Боец чуть подгибает обратную часть колена и собирает энергию в нижней части живота (танден). Вес не должен опираться на пятки, это помешает свободно перемещаться. Расстояние между стопами чуть меньше ширины плечей. Плечи расслабленны, рука держащая дайто поднята без лишнего напряжения. Это базовая стойка в Нито.

2. Работа ног и Намба

Порядок стоп (какая стопа впереди)

Большинство практикующих

Нито не ограничивают себя в порядке стоп. Нито отличается от Итто тем, что две руки действуют с большей независимостью и свободой. Нито асимметрично, и дайто считается в основном атакующим оружием. Основное правило удара в Нито заключается в том, что необходимо избегать скручивания корпуса. В кендо ката сёто держат с той стороны с которой нога выдвинута вперёд. Это означает, что левая нога должна быть впереди при Сей-Нито (прямом) и правая впереди при Гяку-Нито (обратном). Если передняя нога и сёто находятся на разных сторонах, тело будет скручиваться при попытке подавления синая противника с помощью сёто. Это сделает бойца Нито уязвимым для атак цуки.

Работа ног “Инь-Ян” (ин’йо-но-аши)

Когда двигается одна нога, вторая следует за ней с целью сохранить постоянное расстояние между стоп. Это базовое правило для перемещения Намба. Практикующий Нито должен научиться перемещаться в любом направлении не скручивая тело. Намба (то есть правая нога и правая рука вперёд, затем левая нога и рука вперёд) это способ плавного перемещения без скручивания тела. Это уменьшает нагрузку на тело и минимизирует травматичность. Кроме того, поскольку скручивание минимизированно, противнику сложнее заметить начало вашего движения (окори), также увеличивается скорость удара, поскольку энергии требуется меньше.

Перемещение (походка) Намба

Как я уже говорил, Намба означает способ перемещения без скручивания тела. (Японский спринтер Сетсугу Синго объясняет этой техникой свои успехи в спорте высших достижений: http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,678689,00.html).

При шаге прерёд правой ногой, колено сгибается и центр тяжести смещается к правой оси, и наоборот. Ноги и таз двигаются в одном направлении при обычной ходьбе, но в противоположных при ходьбе Намба, что задействует две оси тела.

Набма и обычный шаг


(a) шаг с использованием центральной оси (обычный шаг). (b) Шаг и использованием двух осей (Намба). © Намба без напряжения бёдер

Суставы бёдер

Поскольку мы не можем напрямую контролировать движения таза, бедренные составы очень важны. Перемещение центра тяжести может быть соединено с перемещением ног благодаря бедренным суставам. Важно чтобы направление коленей и стоп совпадало, иначе вы можете травмировать колени.

Часто упоминаемая в кендо идея о том, что стопы должны быть параллельны справедлива для Итто использующего центральную ось. Однако, если вы хотите использовать двухосевое движение, стопы обеих ног должны быть направленны слегка наружу. Это называется сумоку-аси, и это наиболее естественное положение стоп в Нито. Тем не менее, без сильных и гибких мышц бёдер травмы коленей весьма вероятны. Некоторые сенсеи высокого уровня используют сумоку-аси поскольку их бёдра гибки, но это не рекомендуется делать без должной тренировки.


Положение стоп (a) Сумоку-аси (b) Обычное положение стоп

Лопатки

Если ваши плечи не достаточно гибки, движения тели и меча не могут быть синхронизированны.

Дзёге-субури полезное упражнение для развития гибкости. Некоторые инструктора не любят его за плохое влияние на теноучи, но оно полезно для улучшения гибкости плечей.

Пятки

Распределите ваш вес по всей стопе равномерно. Поднимитесь на носок как вы обычно стоите, но не нагружайте пятки. Избегайте движений стоп тоби-аси, уки-аси или кери-аси, которые приводят к подъёму и опусканию тела. Вы должны ходить так, словно скользите по льду.

Колени

Обычная дистанция атаки в поединке с использованием Нито (один удар — два шага) дальше чем в Итто, так что вам надо двигаться быстрее. Для этого важно движение центра тяжести. Подогните слегка колени сохраняя ощущение связи пяток с полом, затем используйте силу колена и скользните вперёд. Ваш центр тяжести естественным образом опустится что увеличит вашу скорость. (От переводчика на русский: кендоки занимающиеся в нашем клубе имеют возможность узнать подробнее о перемещении Намба и описанной технике использования коленей (хидза-нуки) у Уэда Масару).

Деформация корпуса по параллелограмму

Данный теория связана с движениями Намба и помогает избежать скручивания тела. Она также объясняет, почему в обычном Нито левая нога впереди, а в обратном впереди правая нога. В кендо ката сёто держат с той стороны с которой нога выдвинута вперёд. Иначе возникает скручивание тела и вы не сможете двигаться свободно. Осью скручивания является горло, что означает неизбежную уязвимость удару цуки. Следует держать сёто со стороны передней ноги и прикрывать им свой центр. Затем, атакуя дайто, сместите грудную клетку относительно бёдер используя принцип параллелограмма.


Деформация корпуса по параллелограмму (a). Обычное положение (b). Скручивание ©.

3. Полное использование корпуса

Одноручные удары

Одноручный удар не так уж труден и не требует особой силы рук. Удар начинается с мизинца. Затем, поток силы инициированный мизинцем должен пройти через тело от плеча к локтю и запястью, и от запястья к синаю в едином непрерывном движении. Правильный способ таков: чуть подкруть руку внутрь и токнуть синай наружу. Ударяя мэн, ведите синай с чувством словно втыкаете большой палец в глаз противника. Нужно чувствовать где находится центр тяжести синая и ударять словно отбрасывая синай вдаль. Ключевой момент в том, чтобы понять как использовать руки в момент начала удара чтобы это не было заметно противнику.

Если вы используете кончик рукояти как ось вращения, синай двигается сверху вниз и сложно контролировать мышцами силу гравитации (a). Но елси вы используете как ось вращения центр тяжести синая, он будет двигаться вперёд естественным образом (b). Используйте эту энергию (x означает центр тяжести синая).

Хват (теноучи) при работе с дайто

В отличии от теноучи Итто, при работе с дайто одной рукой в основном используются большой, указательный и средний пальцы. Безымянный палец и мизинец используются только для удержания синая. Не сражайтесь с весом синая, используйте его. Когда дзёданисты стоят в камаэ, они иногда смещают синай вперёд левой рукой поскольку дополнительный рычаг увеличивает скорость удара. Синай в Нито держиться так же как в дзёдан, однако, в Нито нельзя использовать вторую руку чтобы подтолкнуть синай при ударе.

Если удерживая синай вы напрягаетесь, поток энергии проходящий через тело нарушается, что позволяет оппоненту предсказать ваше дальнейшее действие. Расслабьтесь и бейте не вкладывая лишних сознантельных усилий в удар, не противьтесь гравитации действующей на синай. Поток энергии проходит от плеча к большому пальцу закручиваясь по пути. Ведите синай как будто вы его бросаете. Чуть поверните запястье внутрь и прицеливайтесь локтем.

Старые школы учат, что мизинец — важнейший палец и держать меч следует возле цубы. Однако, это подразумевает использование настоящего меча, а не синая. Для современного кендо нужно внести коррективы. Уроки старых школ хороши для реза, но такой удар не будет достаточно сильным и чётким чтобы стать иппоном в современном кендо. Несмотря на то, что концепция “реза” очень важна и в современном кендо, мы делаем всё же не “режущее”, а “ударное” движение. Теноучи после удара, тем не менее, такое же как в старых школах.


Как двигается дайто

Если вы попытаетесь направлять дайто грубой силой, вы напряжёте руку и противник легко почувствует тайминг вашего удара (окори). Вы должны почувствовать центр тяжести синая и начать удар тихо. Кроме того, не выпрямляйте локоть при ударе полностью.

Использование руки удерживающей сёто

Поместите тора-но-кучи (угол между большим и указательным пальами) на шов синая, и постоянно следите за положением синоги удерживая сёто и не напрягайте локоть.


Положение тора-но-кучи (в Гяку-Нито)

Манипулировать сёто легко, поскольку он короткий и лёгкий, но это также означает, что им сможет манипулировать и противник. Управляйте сёто так, словно он весит как дайто и старайтесь держать если стабильно и связанно с движениями тела.


Теноучи для сёто (a) Хороший пример. (b) Плохой пример

Плохой пример: запястье напряжено и вы не можете использовать синоги. В варианте (b), рука зажата и не может парировать удар. Если вы держите сёто так, то локоть и плечо также напрягутся.


Отражение удара сёто (a) Хороший пример. (b) Плохой пример

Положение кулака (для дайто)

Один из принципов Нито — держите синай наиболее естественным образом. Это установка указывает на то, что нет чёткого правила которому надо неукоснительно следовать. Положение синая зависит от ситуации. Обычно говорят, что следует держать кулак перед телом снаружи оси. Если вы поместите кулак на оси, удар потребует дополнительной энергии. Есть два положения кулака по высоте: над головой и на уровне глаз. Первый вариант хорош для атак мэн и котэ. Второй лучше подходит для цуки и до. Положение руки на цука также жёстко не определено. Чем ближе к кончику рукояти вы держите синай тем лучше, кроме ситуации цуба-зериай.

Направление локтя (прицеливание)

Точность вашего удара зависит от того, куда направлен локоть. Вершина локтя задаёт направление полёта синая, поэтому она всегда должна смотреть вперёд во время удара.

Синхронное движение рук

Есть простой вопрос: “Как практикующие Нито синхронизируют движение рук?” Если вы попробуете, вы поймёте, что этот вопрос сложнее чем кажется. Сфокусировавшись на одной стороне вы теряете подвижность другой. Ответ может быть найден в сохранении натяжения трицепсов. Трицепсы — очень отзывчивые мышцы, но поскольку в повседневной жизни они используются мало, напрячь и почувствовать их сложно. Некоторые японские боевые искусства, такие как кюдо, очень интенсивно используют трицепсы. Процесс выстрела в кюдо поделён на восемь частей. Первые две называются ю-гамаэ и учи-окоси. Ю-гамаэ это подготовка и натяжению трецепсов. Учи-окоси сохраняет натяжение. В Нито так же. Принимая камаэ, натяните трицепс и постарайтесь удержать это натяжение. Затем, двигайте руки синхронно с телом.


Синхронинное движений рук (a) Ю-гамаэ (b) Учи-окоси © Гяку-Нито

Дистанция в поединке (маай)

В отличии от Итто, в Нито есть две дистанции (маай). Первая требует двух шагов для удара (нисоку-итто). Это более дальняя дистанция чем при работе в дзёдан. Дайто в Нито короче, но поскольку используется два шага, зона досягаемости больше. Второая дистанция достаточно близкая чтобы ударить с одним шагом (иссоку-итто). Обычно это дистанция длинны сёто. Между этими двумя дистанциями — стандартный тюдан Итто. Правильное понимание дистанции — ключевой момент для противостояния Нито.


Сравнение маай (a) Тюдан Итто (b) Дзёдан Итто © Дзёге-тачи Нито

5. Направление взгляда (мецке)

В начале следует концентрировать взгляд где-то между кончиком синая противника и его руками. С помощью сёто вы должны блокировать не синай противника, а его дух. Тем не менее, блокировка синая противника это первый шаг на пути. Расширьте ваш взгляд, словно смотрите на далёкую гору (энзан-но-мецке). Прикройте глаза, нахмурьте брови, расслабьте лоб. Это позволит вам не только скрыть направление вашего взгляда, но также почувствовать куда смотрит противник.

6. Внутренняя связь

Ваши конечности соединены нервной системой управляющей вашей моторикой. Когда одна из конечностей двигается независимо, это приводит к напряжению мышц соответствующей конечности с противоположной стороны. Поэтому, когда вы делаете удар одной рукой, симмертичное движение происходит с другой стороны. В случае с дзёдан, движения правой руки связаны с этим. В случае Нито, дайто и сёто должны двигаться по спирали симетрично друг друга. В результате сёто сможет заблокировать синай противника, а дайто нанести удар. Научиться этому поможет кирикаэси.