Путь к восьмому дану

Ниже приводится свободный перевод короткого эссе из книги под названием «Кендо: путь к развитию».  Есть две книги в этой серии, каждая из которых содержит около 60 коротких эссе кэндока, получивших хачидан. В этих эссе сэнсэи обсуждают свое мировоззрение и подход подготовки к экзамену на 8-й дан.

Подавляющее большинство кэндока, которые получают хачидан, это профессиональные кэндока (сэнсэи в полиции или учителя в школах и университетах), поэтому их опыт может показаться мало актуальным кендоисту-любителю. Однако некоторый опыт всё же можно получить изучая Путь таких кэндока.

Из примерно 120 эссе в этих двух книгах автор выбрал сэнсэя, которого знает лично и у которого обучался некоторое время.

Яно Нобухиро-сэнсэй

Яно-сэнсэй родился в префектуре Миядзаки в 1962 году. После окончания Kendo-powerhouse Takachiho high school он начал работать в департаменте полиции города Осака. Он успешно сдал экзамен на хачидан в 2008 году и является профессиональным инструктором по кендо в полиции Осака.

1) Используйте видео, чтобы улучшить свою технику

С 2001 по 2006 год я преподавал кендо в полицейской академии Осака. Эти пять лет были для меня шансом пересмотреть свой взгляд на кендо. Именно в это время моё кендо полностью изменилось. В процессе преподавания кендо сотрудникам полиции я делал много кихон и дзикэйко в том числе и с более старшими по уровню сэнсэями, которые работали там. Мне представилась возможность делать много какари-кэйко и учиться у хороших инструкторов. Поняв, что мне есть куда двигаться, я начал снимать себя на видео. Например, во время перерывов, когда я работал в ночную смену (профессиональным кэндока в полиции приходится делать разную работу). Снимал свое камаэ, осанку, основные удары и т.д., а затем по видео сверял свою форму с кихон. Записывал своё исполнение кихон и дзикэйко; изучал такие вещи как осанка, в момент нанесения по мне удара, типы сэмэ, которые я использовал, когда успешно наносил удар, свою осанку во время успешного удара, при исполнении дзанишн и т.д.

В это время я не стремился к хачидан как таковому, я просто упорно работал, чтобы стать хорошим примером для молодых полицейских в академии.

Спустя некоторое время я начал чувствовать, что мое кендо постепенно меняется.

2) Учитесь на опыте других сэнсэев

Во время моей работы в полицейской академии один из сэнсэев получил хачидан, поэтому я мог видеть непосредственно его подготовку к экзамену. Другой хачидан-сэнсэй, который работал со мной, также рассказывал мне, как он тренировался, когда он готовился к экзамену и освоём подходе к самостоятельной практике. Нынешний заместитель руководителя инструктора академии провел много времени обучая меня тонкостям тэноучи, правильному камаэ, нанесению удара, и т.д. Именно он впервые сказал мне, что я должен стремиться к хачидан. Обучение под его руководством заставило меня всерьез рассматривать возможность получения хачидан.

3) Приходите в додзе раньше и делайте кихон

В 2006 году я перешел на работу в небольшой полицейский участок и мой объем кэйко уменьшился (основная работа учителей будо в полиции сосредоточена в полицейских участках). В полицейском участке мне нес кем было делать какари-кэйко (так как я сам стал старшим инструктором), поэтому я начал ходить в Судокан, где было много сэнсэев имеющих хачидан.

Главный инструктор в Судокан познакомил меня со старшими членами додзе. Под его руководством, а также при поддержке других сэнсэев, я работал над основами и практиковал дзикейко, специально нацеленное на экзамен хачидан. Всё это происходило перед основной тренировкой.

4) Сознательно подтягивайте свою левую ногу во время ходьбы

Однако я чувствовал, что и этого недостаточно. Когда я ехал на работу или домой, то выходил из поезда раньше и шел пешком или даже бежал к месту назначения.

Во время ходьбы я обращал внимание на то, где находился мой центр тяжести, а также подтягивал свою левую ногу/ступню (хикицукэ). Во время пробежек я чередовал бег трусцой с резким ускорением.

После рабочего дня я делал приседания и устраивал силовую тренировку с поднятием тяжестей. Использовал зеркало, чтобы проверить камаэ и осанку, делал субури, сосредотачиваясь на воображаемом противнике или использовал учикоми-дай для совершенствования своего удара.

Мой сын-подростка тоже стал бегать со мной!

5) Исполнение техники является частью сэмэ

Во время кэйко я концентрировался на том, чтобы заставить противника двинуться хотя бы немного. Я оказывал давление на его дух, на центральную линию с намерением провести иппон.

Люди с хорошими атлетическими способностями обладают преимуществом. Однако даже если вы не одарены физически, но вам удаётся каким-либо образом заставить своего противника реагировать на сэмэ, то шанс нанести удар первым значительно возрастает.

Приходиться видеть много кэндока, которые успешно вызывают реакцию оппонента, но потом опаздывают в исполнении техники – их сэмэ и вадза не связаны. Один из сэнсэев упомянутых выше, сказал мне: «Вы не давите на своего противника, а ЗАТЕМ наносите удар. Удар должен быть выполнен КАК ЧАСТЬ вашего давления». Это наставление я и пытался применить на практике.

Как узнать, работает ли ваше давление или нет? Просто попытаетесь это сделать! Избегайте непродуманных атак. Я работал над давлением таким образом, чтобы мое положение тела не ломалось, и делал шаг вперед с полным духом. Старался нанести прямой удар и не нарушать осанку ни во время, ни после атаки. Усердно работал над тем, чтобы держать такую осанку, при которой я мог бы атаковать в любое время. Думал также над тем, как сделать мои удары подлинно сильными. Для этого обращал внимание на то, чтобы кисти рук не начинали движения первыми при выполнении техники. Работал над перемещением своего тела и генерацией силы удара без использования мышц. Говоря попросту, я старался не наносить ударов только руками.

6) Обратный отсчет

По мере приближения даты экзамена я посетил несколько додзё и получил советы от различных хачидан-сэнсэев. Я регулярно практиковал тачиай и наблюдал за другими кэндока.

Я вел журнал кэйко, где записывал советы различных сэнсэев, а также свои собственные мысли и идеи. По мере приближения экзамена я перечитывал и анализировал эти заметки.

В журнале был календарь; я пронумеровал дни за шесть месяцев до экзамена, чтобы постоянно держать в уме предстоящую аттестацию.

Делая это, мне удалось обострить восприятие, например, при работе над своим образом и в процессе одиночной практики. Она не стала рутиной. Это сильно помогло мне улучшить как свою психологическую готовность к экзамену, так и техническую часть.

7) Работа над образом

Во время одиночной практики я представлял свои тачиай, а затем использовал это в кэйко. Мне казалось, что всё недостаточно хорошо и я вновь вызывал в себе идеальный образ, а затем снова пробовал в следующем кэйко. Когда же кэйко проходило так, как я себе его представлял, я сохранял этот образ в своей памяти, усиливая идеал, а затем пробовал снова и снова. Я проходил этот цикл множество раз.

8) Благодарность

Хочу поблагодарить всех учителей, которые учили меня, и мою семью, которая поддерживала меня на протяжении многих лет.

Яно-сэнсэй получил хачидан с первой попытки в возрасте 46 лет.

Ниже приведены указания Яно-сэнсэя для молодёжи и начинающих кэндока:

Мэн

  • Удары мэн должны быть мощными, поэтому не делайте на кихон маленьких ударов. Делайте большой замах синаем, чтобы генерировать больше силы.

Котэ

  • Должно быть прямым, а не диагональным
  • Если вы бьёте котэ в нидан-вадза котэ-мэн прямо, то почему, когда вы наносите только удар котэ, он становится диагональным?

Цки

  • Цки является ударом «учи» и должен выполняться также как остальные удары.

До

  • Следите за “бу”, в который вы наносите удар. Не позволяйте синаю сильно отскакивать после выполнения удара – это говорит о плохом хасудзи.

Хики-вадза

  • Вместо того чтобы просто бить двигаясь назад, сначала сломайте позицию противника, а затем уже наносите удар.
  • Не двигайтесь назад только по прямой; используйте диагонали.

Одзи-вадза

  • Если ваше камаэ и давление (сэмэ) всегда слишком сильны, то никто не будет необдуманно без подготовки атаковать вас. Вместо этого заманите противника (сосои), еле заметно на мгновение демонстрируя “суки” или ослабьте камаэ.
  • Никогда не ждите, пока вас атакуют.

Уцу-маэ но сигото

  • То, что вы делаете перед ударом, очень важно.

 

Перевод Владимира Синякова

Оригинал перевода

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области!