Путь к высоким данам: понимание принципов меча

Тани Кацухико

Не только во время экзамена, но и в кейко и в сиай ваш оппонент редко демонстрирует уязвимость. Согласно Ханси Тани Кацухито, обладатели высоких уровней в этой сложной ситуации должны стремиться нанести эффективный классический удар. Мы спросили Тани-сэнея о методах тренировки, необходимых чтобы этого достичь.

Тани Кацухито родился в префектуре Ганма в 1957 году. После школы Ниидзима Гакуэн он поступил в университет Цукуба, и после выпуска стал школьным учителем в префектуре Ганма. Его главные достижения включают: двукратное второе место на Всеяпонских Чемпионатах среди 8-х данов, участие во Всеяпонских Чемпионатах, Национальном Чемпионате Учителей и Всеяпонском Турнире Восток-Запад. В данный момент он является директором клуба кендо Университета Кейо.  

Для достижения высоких данов в кендо необходимо понимание принципов меча

Когда я размышляю о старших уровнях кендо, выше всего я оцениваю понимание принципов меча. В манифесте кендо написано: “Кендо это путь развития характера человека посредством применения принципов катана”. Я полагаю, что если в процессе изучения кендо вы о этом забудете, то будете двигаться в неверном направлении и заблудитесь, независимо от того как много вы тренируетесь.

Так каковы же эти принципы? Я думаю это комбинация “принципов катана” — того как вы обращаетесь в вашим синаем, “принципов тела” — того как вы держите тело и “принципов духа” — вашего состояние сознания. Впитав это в ходе практики тренировок, вы освоите тип кендо воплощающий эти принципы и открывающий путь к высоким данам.

Выполняя базовые кирикаэси или субури мы следуем основам, и эта практика содержит элементы ведущие к высоким уровням кендо. Однако, если вы отходите от базы, вы становитесь “самоучкой” и постепенно отдаляетесь от правильного кендо. Так что я считаю что те, кто хочет стать 6-м или выше даном должны тщательно исследовать и применять к себе основы кендо.

С ноября прошлого года я преподаю в богатом историей и традициями университете Кейо. Там тоже я говорю студентам как важны основы. В попытке победить более сильного соперника, студенты часто пытаются разрушить его стойку нарушив свою собственную. Однако, чем сильнее ваш оппонент, тем сложнее это становится. Если вы практикуете пытаясь избежать ударов, не давая ударить себя, вы придёте к касаниям вместо ударов. Вместо этого следует искать возможности и полностью вкладываться в технику не нарушая стойку. Это основной путь в кендо и я думаю что изучение базы важно для практики такого кендо.  

Я хочу чтобы мои студенты понимали и практиковали правильное кендо и осознавали, что кендо это путь делающий вас сильнее. С таким настроем я скрещиваю мечи со своими учениками во время кейко.

Прохождение экзамена на дан означает освоение навыков предшествующих этому дану

К вопросу о том, на что я обращаю внимание как экзаменатор: в прошлом ноябре я был членом комиссии на экзаменах на 6-й дан в городе Хачиодзи в округе Токио. Я обратил особое внимание на отношение к экзамену. Многие претенденты не следили за своими вещами, например за тем как надеты кейкоги, хакама и богу, за состоянием синая. Я считаю что это крайне печально.

Правильный внешний вид это минимальное требование к экзамену на дан. Правильно ли наклонен вперед нижний край хакама? Ве торчит ли кейкоги на спине? Правильно ли расположена накаюи?

В тачиай я смотрю на состояние каждого из претендентов относительно другого. То есть на то, находится ли кандидат напротив своего оппонента в состоянии соответствующем уровню оппонента, и исходя из этого правильно ли выполняются техники. Я думаю вы будете оценены высоко, если сумеете заставить судей с нетерпением предвкушать тот момент, когда вы выполните свою технику.

В ходе обоюдного давления сознание должно естественным образом концентрироваться на четырех аспектах: сэмэ, тамэ, возможности и сутэми (полном вложении). Если вы сможете выразить это без лишнего напряжения непрерывным потоком, я думаю ваше “состояние” будет сильнее чем у оппонента. Однако, “состояние” это не то что можно достичь быстро. Судьи немедленно распознают попытку имитировать “состояние” и обмануть их. Очень важно постоянно практиковать обращая внимание на упомянутые здесь четыре аспекта.

Я часто говорю во время тренировок, что прохождение экзамена не означает, что вы обладаете навыками данного уровня. Например, получив 6-й дан вы можете подумать что сдали экзамен обладая навыками 6-го дана. Это не так. Я считаю, что сдав экзамен вы оказываетесь в начале пути тренировок 6-го дана, завершив тренировки 5-го уровня. Анализируя возможные причины провала на экзамене, стоит взглянуть назад, на работу проделанную на текущем уровне, а не забегать вперёд. Так вы можете найти много скрытых подсказок.

Меня часто спрашивают: “Какое кейо я должен делать чтобы сдать а 6-й дан?” или “Какое кейко я должен делать после сдачи на 7-й дан?” С моей точки зрения, нет большой разницы в методах кейко на уровне 6-го, 7-го и даже 8-го данов. Если и есть разница, то она заключается в лучшем понимании принципов катана и применении их на практике.

Ключевой момент в том, чтобы понимать что вам ещё предстоит освоить и чего вам не хватает. Если вы не проводите такой самоанализ и думаете лишь о том как сдать на дан, вы скорее всего двигаетесь в ошибочном направлении.

Чтобы правильно понять себя, важно регулярно размышлять о вашей ежедневной практике. Однако, сложно оценивать свое кендо объективно. Наличие хорошего учителя это большая поддержка.

Просите о кейко известных учителей и спрашивайте советов после урока. Если вы встретитесь с учителем лишь однажды, он не будет знать каким было ваше кейко раньше и каков ваш прогресс. Если вы сможете просить о кейко регулярно, он сможет указать на недостающие элементы в вашем кендо которые вы не видите сами. Практикуя с таким настроем вы точно будете продвигаться все ближе к успеху на экзамене.

Тренировки кендо это отсечение лишнего

Мне хотелось бы видеть тех, кто стремится к практике высокого уровня с пониманием того, как наносить удар оппоненту честно, придерживаясь основ.

Разумеется, оппонент стремится к той же цели, так что нанести базовый удар очень сложно. Однако, если вы сумеете, то это станет доказательством вашего понимания сэмэ, тамэ, возможности и сутэми (полного вложения). 

Возвращаясь к теме экзамена на дан, часто говорят, что на экзамене не очень хорошо бить котэ, но это не так. Если вы воспользуетесь возможностью и ударите правильно — вы точно не ошибетесь. Однако, выполняя котэ, легко вместо удара сделать лишь касание, а тело может наклониться. Такой удар котэ плох, но если удар верный и соответствует основам, то он будет оценен.

Я думаю, что суть экзаменов на дан высокого уровня лежит в демонстрации того насколько глубоко вы освоили базу и насколько способны адекватно выразить это в технике за короткое время. Экзамен на 8-й дан может казаться простым, но это так потому, что атака, защита и удар здесь избавлены от всего лишнего.  

Еще один совет, который я могу дать, это представлять себе учителя который практикует кендо к какому вы стремитесь. В старину говорили: “увидеть и взять себе”. Каждый из учителей 8-го дана имеет прекрасный и уникальный стиль фехтования. Думаю наблюдать за их практикой это полезный опыт. Просите их о практике с вами и активно пытайтесь повторить что что кажется вам превосходным.

Я стремился к такому же кендо как у моих учителей и посещал свою старую школу в Осаке чтобы впитать это в себя. Я чувствовал, что очень важно самому брать богу и ехать туда просить их о кейко.

Действуйте чётко, но минимально рискуйте пропустить удар

Удары в кендо повышают риск пропустить встречный удар. Если же вы попытаетесь ударить без риска, противник не будет выведен вами из равновесия. Если вы поймете, что с ударами всегда связан риск, и если вы сможете выполнить техники с полным вложением соответственно уязвимостям, вы будете высоко оценены на экзаменах на дан.

Тем не менее, важно риск минимизировать. Метод который я использую это “увеличить замах на движении вниз”. Даже на высоком уровне среди экзаменующихся можно увидеть замах за счет правой руки. В кендо замах нужен, но если движение вверх слишком большое, это сделает вас открытым для оппонента.

Если вы попытаетесь сделать замах правой рукой, это несомненно увеличит амплитуду движения кенсаки, но в то же время создаст уязвимость для ударов мэн и котэ. Я стараюсь делать замах в основном левой рукой и двигаю её вниз будто забрасываю удочку. Делая так, можно выполнить четкий удар с хорошим замахом минимизируя риск ответного удара.

Поднимите снай вверх левой рукой и сделайте большой мах кенсаки на движении вниз

Замах правой рукой увеличивает амплитуда маха, но в то же время открывает мэн и котэ

Создавайте выгодную для вас ситуацию и минимальными движениями синая

В ходе выполнения сэмэ, тамэ, поиска шанса и сутэми, не дайте вывести себя из состояния в момент сэмэ. Важно всегда сохранять в бою преимущество и силу вашего состояния. Когда я пытаюсь достичь этого, я двигаю синай только в пределах толщины самого синая и удерживаю центр оппонента.

Порой нас учат удерживать прямое камаэ, но на самом деле, когда вы удерживаете сустав большого пальца левой руки в центре напротив пупка, кончик меча начинает смотреть чуть в сторону левого глаза оппонента. Если вы слишком сконцентрируетесь на том чтобы держать меч прямо, вы не сможете держать его естественно.

Если вы направляете кончик меча в сторону левого глаза оппонента, мы можете смещать его чуть влево, так чтобы кончик оказывался на центральной линии оппонента. Используя это в бою, вы сможете быстро реагировать на любые действия оппонента.

Гораздо хуже пытаться контролировать противника правой рукой. В этом случае возможно противник и не сможет вас ударить, но и вам тоже перед ударом придётся вернуть правую руку в нужное положение. Захватывайте центр не нарушая своего состояния, это особенно важно для сэмэ высокого уровня.

Если вы попытаетесь контролировать оппонента накрывая его синай, вам нужно будет вернут вашу правую руку в положение удара чтобы выполнить атаку, и действуя таким образом сложно воспользоваться возникающим шансом для удара

В поединке сместите меч влево на ширину меча захватите центр оппонента. Если атаковать так, кончик его меча будет смещен с центра естественным образом.

Стремление к ударам на основе базы

Дэбана мэн, как говорят, самая высоко оцениваемая техника в кендо. Я думаю что причина в вашем захвате инициативы и способности победить в ситуации высокого риска ответного удара. Противник не позволит так просто ударить себя, будь то кейко ли экзамен на дан. В ситуации острой борьбы, если вы способны в рискованной ситуации атаковать с сутэми и выполнить удар несмотря ни на что, это означает, что вы выиграли борьбу сэмэ, и это ценится очень высоко.

Техники дэбана это бой на грани “ударить или пропустить удар”. Я думаю, повышение шансов нанести удар в этой ситуации, естественным образом приведёт вас к кендо необходимому для достижения высоких данов.

Мне бы хотелось, чтобы бойцы высокого уровня стремились нанести оппоненту удар соответствующий основам кендо, не нарушая своего состояния. Для этого необходимо в процессе удара удерживать лучшее положение чем у оппонента. Для победы необходимы сэмэ, тамэ и возможность.

Дэбана мэн

Дэбана мэн ценится как никакая другая техника, потому что вы побеждаете в ситуации высокого риска пропустить удар. Задача повышения вероятности успешного выполнения техники дэбана напрямую связана с освоением кендо необходимого для высоких уровней.

Дэбана котэ

Дэбана котэ не так хорош, если ваша стойка нарушена или удар становится лишь касанием. Постарайтесь использовать сэмэ, тамэ и возможность для удара не нарушающего вашу собственную стойку.

Техники выполненные с нарушением стойки не будут оценены, даже если вы ударите по цели

Перевод на английский: Джок ван дер Вуд
Перевод на русский: Антон Федотов