В начале мая 2015 года, благодаря неоценимой помощи Фонда Кимера, пятеро членов нашего клуба вместе с кендоками из других московских додзё приняли участие в недельном семинаре в додзё Минова Масару сэнсея (7-й дан киоши) Сейшинкан. Семинар был посвящён традиционным техниками меча в кендо.
Ежедневно проводилось две — три тренировки длящиеся по нескольку часов. Всё это время мы жили в доме Минова сэнсея, наблюдали, учились, пытались повторить и понять.
Очень много времени было посвящено работе с бокуто: подробному разбору различных техник и ката. В частности, несколько тренировок Минова сэнсей посвятил изучению тонкостей кендо-но-ката на очень глубоком уровне понимания, глубже чем кто либо прежде. Достаточно упомянуть, что при обсуждении одного из нюансов Минова сэнсей звонил по телефону Хироси Одзава, автору известной книги «Кэндо: полное практическое руководство».
Хватило времени и на работу в доспехах, однако здесь от нас требовалось применять те принципы и техники над которыми мы работали в течении семинара. Такая практика требовала глубочайшей концентрации и, зачастую, полного переосмысления привычных навыков. Не всё получалось сразу, над многим ещё предстоит работать долгие годы.
P.S. Хочу добавить ещё одно, то что лично для меня стало на этом семинаре самым важным.
Когда-то я читал такие слова Цурумару Дзюичи (9-й дан Ханси):
Можно сказать, что мичи без дзюцу — лишь мертвая теория. С другой стороны, дзюцу без мичи — только набор движений, лишённый души. Вы продвигаетесь на Пути по мере того как со всем старанием тренируете технику (дзюцу). Овладение техникой формирует базу для вашего развития, для укрепления духа и сознания. То есть, физический результат овладения дзюцу обладает первостепенной важностью для высшей цели ментального и духовного развития.
Иными словами, если вы занимаетесь кендо лишь ради побед на соревнованиях или как гимнастикой, не обращая сознательного внимания на духовные аспекты, потенциальная ценность кендо сильно снижается.
Трудно не согласиться с этими словами, однако, в том что касается связи между дзюцу и
мичи, то есть между «техникой» и «путём развития личности» много оставалось для меня не понятным. Каким именно образом техника, простые физические движения, могут влиять на душу человека? На семинаре Минова сэнсея для меня приоткрылся смысл этих слов. Проблеск понимания того как именно техника может влиять на сознание и дух человека. Всё и сложней и проще, чем кажется на первый взгляд. Будем тренироваться!