Цель кэндо

Очередная глава из книги Джеффа Салмона (Geoff Salmon)

Цель кендо – Мацумото Тошио, Ханси, девятый дан

Этот документ был написан на японском языке сэнсэем Мацумото Тошио и переведен на ангийский язык в 1976 году Ямамото Хисами. Оригинальный перевод был сделан для автора статьи.
Однако, Мацумото-сэнсэй не был удовлетворен результатом. К величайшему сожалению, как автор, так и переводчик статьи уже не с нами сегодня.
Чувствую, что сегодня должен поделиться этими мыслями с другими энтузиастами кэндо. Беру на себя смелость опубликовать его.

12182912

Фехтование в старые времена имело одну цель – победу над противниками при помощи меча и физической силы, но ситуация изменилась с течением времени.
Кэндо зародилось как искусство боя на мечах (катана). И хотя сегодня сражаются бамбуковыми мечами (синай), нельзя называть эту деятельность “кэндо”, если участники забывают о том, что их мечи – настоящие (катана).
Каждый должен тренироваться с полным пониманием того, что если вы не убьёте противника, то он убьёт вас. Кэндо должно практиковаться с крайней степенью концентрации, так как если бы вы
участвовали в реальном поединке.

Без сомнений, цель кэндо – поразить своих противников и не быть пораженным ими. Для того, чтобы быть всегда готовым нанести мгновенный удар, не пропуская подходящих возможностей для  атаки и
продолжая держать идеальное оборонительное положение, вы должны освоить техники и принципы кэндо, которые со временем станут устойчивыми навыками. Однако, они будут эффективными только тогда,
когда вы поддерживаете спокойствие ума, которое позволит в полной мере реализовать свой потенциал. Истинная цель практики кэндо не только в попытке улучшить свою технику, но и в упорной работе над своим сознанием и силой духа.
Необходимо стремиться достичь состояния “мусин”, чтобы ваш разум, который является источником техники, не был скован. В практике кэндо желательно, чтобы обучение разума и техники развивалось одновременно.
Удар не следует делать опрометчиво. Вы должны наносить удар, когда сознание противника поколеблено. Неэффективные или торопливые удары являются формой самоуничтожения.

Ниже приводятся примеры хороших возможностей для атаки:

1. Не атаковать, когда ваш противник находится в хорошем камаэ, сильной позиции. Но пытаться атаковать, когда он ослабляет концентрацию (ки) или застигнут врасплох.

2. Атаковать за мгновение перед тем, как ваш противник начинает совершать действия.

3. Атаковать, когда ваш противник не совершает действий (пассивная, слабая позиция).

4. Атаковать, когда ваш противник исчерпал свои приемы (технические возможности).

5. Атаковать в то время, когда ваш противник сомневается, раздумывает.

6. Провоцировать вашего противника опрометчиво действовать и атаковать, когда он не уверен или застигнут врасплох.

Три момента, которые непростительно упускать:

1. Когда ваш противник начинает действовать (за долю секунды до).

2. Когда ваш противник парирует атаку (речь не идёт об одзи-вадза).

3. Когда ваш противник исчерпал свои приемы (технический арсенал) и раздумывает или сомневается.

И снова несколько слов о том, что означает “противник застигнут врасплох”. В кэндо есть четыре психических состояния, которые должны быть преодолены каждым кэндока. Это страх, испуг, сомнение и недоумение.
Это “расстроенный ум”. Когда сознание суетится, нестабильно, ваше камаэ также нарушается, создавая “суки” (брешь) и давая противнику возможность атаковать. Если вы не способны постоянно поддерживать полную концентрацию сознания,
сохраняя ум спокойным и открытым для всех перемен, то вы не можете неожиданно атаковать, даже когда дух противника уже не в состоянии боевой готовности (полной концентрации). Если ваше сознание чисто (свободно от внутреннего диалога),
вы можете разгадать все действия вашего противника и свободно ударить смело, без колебаний, использовать каждую доступную возможность. В дзэн-буддизме “пустота” иногда объясняется как “Истинный образ жизни. Способность всегда
поддерживать свой ум в спокойном состоянии”. Это считается состоянием ума, которое не имеет предубеждений, свободно и активно, не привязано к эгоистическим интересам. Большинство считает, что это почти недостижимо – иметь чистый ум и
что это высшее состояние сознания. Но тот, кто имеет опыт в кэндо, должен понимать, что оно достижимо. Быть уверен в этом. Размышляя над своим кэйко или сиай, можно осознать, что спонтанно получилось сделать очень хороший удар,
хотя поначалу такие случаи крайне редки. Это произошло потому, что кэндока выполнял удар с полным духом и был чист в своём сознании. Поэтому и получился прекрасный удар, который он не продумывал заранее. Каждый кэнши должен приложить
все усилия для того, чтобы развивать такие возможности. С другой стороны, необходимо постоянно поддерживать спокойный “обычный” ум для того, чтобы сохраняя мощное, “непоколебимое камаэ” не быть пораженным своим противником.

Чтобы удержать концентрацию сознания, избечь беспокойства своего ума, вы должны:

1. Усваивать и регулярно отрабатывать основные формы кэндо (кихон)

2. Хорошо понять теорию кэндо. Улучшать комплексные техники.

3. Воспитывать в себе твердое убеждение, что вы непобедимы. Что любое нападение противника неэффективно.

Лучший способ обучения в кэндо (как в атаке, так и в защите) в том, чтобы иметь “обычное” состояние ума. Это сложно понять. Лично я считаю, что добродетель кэндо в том, чтобы привнести в нашу обыденную жизнь этот новый “обычный ум”.
Ум богатый и постоянный. Ум без своекорыстного интереса. Ум без эмоциональных колебаний. Ум не подверженный деструктивным воздействиям окружающей социальной среды. Освоив такие навыки и умело используя широкие возможности такого
отношения к жизни, вы сможете учиться хорошему у других людей. И, что особенно важно в современном мире, четко разграничивать добро и зло. Сможете работать эффективно на благо общества и стремиться к личному самосовершенствованию.
Перевод В. Синяков

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области.

Оригинал статьи