Заветное творение главы додзё

Ката – это культура, очень насыщенно передающая истоки будо̄. Распутывая их историю и занимаясь ими, можно ещё больше повысить уровень скоего мастерства в кэндо̄. Представляем мир ката, который хочется узнать именно сейчас, и способы их отработки.

Статья из журнала Kendo Nippon Февральский номер 2017 г. – спецвыпуск, посвященный ката. До̄дзё̄сю, хицудзэн-но со̄дзо̄ 道場主、必然の創造 [Заветное творение главы до̄дзё̄] // Кэндо̄ Ниппон 剣道日本 (Кэндо̄ Япония). — 2017.02. — №492. – стр. 42–50.

Фотографии: Кубота Масахито
Перевод: Бушмакин Вадим

*(В тексте японские имена даются в японском порядке — сначала фамилия, потом имя. Японские термины даются курсивом и не склоняются. Чёрточки над гласными в японских словах и именах обозначают их долготу. Примечания переводчика даются в сносках. Полноразмерные фотографии открываются по щелчку. — прим. перев.) Перевод статьи, схемы и фотографии публикуются с разрешения редакции журнала. 剣道日本2017年2月号より転載許諾済み

Как атаковать и обороняться достойно. Как победить партнёра, приняв его

До̄дзё̄ Сэйсинкан в городе Хокуто префектуры Яманаси было построено в первый год Хэйсэй [1] г-ном Минова Масару, имевшим за плечами 40 лет тренировок в до̄дзё̄ Нома. Как глава до̄дзё̄ он, конечно же, хочет передать ученикам то кэндо̄, которому учили его великие мудрые наставники в до̄дзё̄ Нома. Г-н Минова сам создал ката, на что у него ушло 10 лет, и назвал его «Сэйсинкан до̄дзё̄-рю̄ги “Тати судзи итиэн” но ката» [2]. И вот уже не только его ученики, но и окрестные кэндо̄ка и даже кэндо̄ка за рубежом с интересом занимаются этой ката. Послушав его рассказ, мы поняли, что здесь действительно есть глубокий смысл. 

«Сэйсинкан-рю̄ги “Тати Судзи Итиэн” но Ката» можно посмотреть на видео в Веб-журнале Кэндо Ниппон. [3]

«Построив до̄дзё̄ именно в первом году Хэйсэй, я, конечно же, хотел этим показать его особенности», – рассказал Минова Масару. В спецвыпуске «Будем упорно тренироваться» за декабрь 2016 в нашем журнале он подробно описывал многие из этих особенностей, но в этот раз мы разговаривали об одной из них – об оригинальной ката, созданной самим главой до̄дзё̄. 

Г-н Минова дал ката собственного творения назавание «Сэйсинкан до̄дзё̄-рю̄ги “Тати судзи итиэн” но ката», обиходное название – «Итиэн-но ката» [4] (при этом специально используется нетрадиционный иероглиф ката) [5]. Помимо того, что её практикуют и взрослые и маленькие ученики Сэйсинкана, несколько окрестных до̄дзё̄ также включили её в постоянные тренировки. Знаком качества можно считать то, с каким пылом её делают российские любители кэндо̄. Российским кэндо̄ка, которых судьба связала с этим до̄дзё̄ и которые сюда теперь часто ездят, настолько понравилась Итиэн-но ката, что они даже издали учебное пособие по ней на трёх языках – японском, английском и русском [6]

По словам г-на Минова, он потратил на создание Итиэн-но ката 10 лет. Побудило его к созданию собственной ката изучение «Итто̄-рю̄ Мидзогути-ха саю̄ тэнка дэми-но хи тати» [7], передававшейся в клане Айдзу [8], и встреча с техникой «Синто̄ Дасан-рю̄» [9], передававшейся в клане Тоттори. 

«В Итто̄-рю̄ Мидзогути-ха есть понятие «Сихо̄кэн», [10] представляющее собой 4 вида основных движений меча: сверху вниз, лево-право, и слева направо по диагонали. Для тех, кто изучает кэндо̄, важнее всего чётко следовать этим линиям. Для этого нужно создать свою центральную ось, соответственно двигать руками и ногами, избегать бессмысленных и бесполезных действий, и приучить своё тело к такой базовой стойке, которая является гибкой и позволяет быстро реагировать на изменения. Осмыслив это, я пришёл к выводу, что нужно не «учиться ката» как объекту, а «учиться посредством ката», – поведал г-н Минова. 

Не «учиться ката», а «учиться через ката». Можно сказать, что эта идея составляет суть обучения в до̄дзё̄ Сэйсинкан. Главной целью является не запоминание того, как двигаться в ката, а использование ката как средства для изучения важных движений. Аналогично г-н Минова считает важной для до̄дзё̄ Сэйсинкан идею не «учиться кэндо̄», а «учиться посредством кэндо̄».

«Изучать техническую и ментальную сторону кэндо̄ – это, конечно же, важно. Но моё долгое общение с великими наставниками в до̄дзё̄ Нома заставило меня остро почувствовать, что цель занятий кэндо̄ – не только повышение мастерства. Я видел, что то, что они постигли в кэндо̄, они применяли и в обычном обществе, и в повседневной жизни. В их тренировках, направленных на оттачивание иппон, было достоинство, и казалось, что оно соединяется и с повседневным изяществом, и с глубиной их личностей. Или вот ещё: может быть, потому что они воспринимали кэндо̄ как совокупность мысли, философии, истории, религии, культуры и искусства, даже в их взглядах на повседневные вещи чувствовался вес. Если всё резюмировать, мне кажется, что именно те люди, которые не останавливались на «изучении кэндо̄», а на практике осуществляли постулат «учиться посредством кэндо̄», становились великими кэндо̄ка, уважаемыми другими и в обычном, не связанным с кэндо̄, обществе». 

Наверное, «тренировки с достоинством» – это такие тренировки, которые не являются односторонними, где каждый наносит удары, думая только о себе как о главном объекте тренировки. Это такое кэндо̄, где оба партнёра сражаются, как можно больше извлекая пользу друг для друга. Г-н Минова при создании своей ката тоже старался воплотить идею «победить, приняв партнёра». И к такому образу мыслей его привело его собственное понимание истории. 

«Основатель Синкагэ-рю̄ [11] Камиидзуми Нобуцуна [12] известен ещё тем, что он изобрёл фукуродзинай [13] и применял его в тренировках в ту эпоху, когда большинство фехтовальщиков использовали боккэн [14] для тренировок ката. С одной стороны, он очень ценил его как «удобный тренировочный меч». Но с другой стороны, говорят, что он высказывался о фукуродзинай так: «Если душа не будет следовать вместе с мечом, то он нанесёт вред». Думается, что и в наше время это изречение очень актуально. Когда замок этого Камиидзуми осадили войска Ходзё̄ [15], он дал всем своим вассалам спастись и сам ушёл, никому не дал погибнуть. Кэндзюцу как мастерство только убийства вызывало у него сомнения тем больше, чем больше он оттачивал своё искусство меча. Думается, что при осаде он действовал так потому, что он понял, как важно давать жить. Ягю̄ Мунэнори [16], который унаследовал эту философию, породил понятие «кацудзин кэн» [17]. Думаю, что современным людям нужно осознать, что когда они тренируются, используя синай, или когда тренируют ката, и силой стараются подавить партнёра – это «сацудзин то̄», и это противоречит идеям наших предшественников. Даже если тут не разрешается противоречие, что партнёра нужно зарубить, думаю, что по крайней мере нужно найти кацудзин кэн в манере боя, при которой партнёр допускается на столько близко, насколько это возможно. При отработке ката нужно это помнить. Конечно же, это можно сказать и о тренировках где используется синай, и о сиай».

Не нужно и говорить, что тренировки ката не возможны без понимания меча. Г-н Минова требует и от своих учеников, чтобы они всегда думали о настоящем мече, чтобы они вкладывали настоящую душу [18]. Наверняка г-ну Минова, который с 1967 года 40 лет посвятил упорным занятиям в додзё̄ Нома, стало очевидно, что во время тренировок с деревянным мечом необходимо требовать такого же отношения. 

«В молодость не так было, но я всё дальше продолжал заниматься со своими учителями, и благодаря этому во мне естественно зародилось понимание «меча». И Мотида Моридзи сэнсэй говорил: «Делайте, представляя, что это меч», и мой главный учитель Мотидзуки Масафуса учил: «Используй своего партнёра». Учитель, которому я многим обязан, Морисима Такэо, своей стержневой идеей провозглашал «Иппон с первого удара». Всё это я принял для себя как золотые слова, основанные на философии меча. Это кэндо̄, которое я изучал в додзё̄ Нома, стало основой для моего собственного кэндо̄. Как его передать и сохранить дальше? – вот что для меня было главной темой размышлений во время постройки додзё̄».  

Как он уже говорил в начале, г-н Минова хотел чётко показать, что в этом особенности его додзё̄. И ещё он рассказал вот что. 

«Мне подумалось, что как в старые времена люди создавали собственные ката, так и современным людям можно ведь создавать свои. Одной из особенностей современного кэндо̄ являются Нихон кэндо̄ ката, и мы тоже их изучаем в повседневных тренировках. Но во мне крепко сидела мысль, что если моё додзё̄ не будет иметь что-то своё особенное, то оно не будет выполнять свою роль в качестве додзё̄».

Если смотреть в ретроспективе всей долгой истории, то очевидным фактом является то, что все наставления каждого отдельного человека, причастного к Пути меча, символизировались местом для занятий. Так, додзё̄ Нома показывало, как надо упорно тренироваться в кэндо̄ всем последователям Пути меча в городе. Если посмотреть с другого угла, это означает, что исходным пунктом для кэндо̄ является не Федерация кэндо̄, а додзё̄. Г-н Минова заставил нас заново почувствовать этот, казалось бы, само собой разумеющийся факт, за то время, что мы собирали у него материал для статьи о создании ката.

Основой послужил опыт создания батальных сцен в исторических фильмах, а также изучение старых школ фехтования

Два ученика Сэйсинкан додзё̄ продемонстрировали для нас «Сэйсинкан до̄дзё̄-рю̄ги “Тати судзи итиэн” но ката». 

Её особенностью является то, что дистанция не разрывается и не происходит возвращение в исходную позицию после каждого приёма (в Кэндо̄ ката это называется отдельными ката). Здесь все движения естественно связаны, и техники выдаются одна за другой. В основу положено 8 приёмов. Все они составлены так, что утиката (в Кэндо̄ ката называется утитати) побеждает, как это делается и в Мидзогути-ха Итто̄-рю̄. Голос используется только в одном месте – крик «То̄!» в тот момент, когда утиката сбивает меч партнёра на восьмом приёме. До этого момента всё проходит в молчании, но поскольку ката протекает без разрыва связи, в ней есть напряжение от начала и до конца. 

«В ката, где после каждого приёма партнёры расходятся, легко разрывается течение ки между партнёрами. Поэтому я специально соединил все техники так, чтобы ки текло всё время. И смысл названия «Итиэн» [19] в том числе в том, что проходится полный оборот без разрыва ки».

О том, как трудно было довести ката до завершения, г-.н Минова поведал так. 

«Труднее всего было придумать такой рисунок, в котором бесконечно бы наносились удары, как будто рисуется круг». 

В демонстрации учеников после того, как утиката с возгласом «То̄!» сбивал меч партнёра, он переходил на роль сиката и на восьмом приёме уже партнёр сражал его техникой кириотоси. То есть ката перед нами прогнали 2 раза, но переход был настолько гладким, что мы даже не поняли, когда партнёры поменялись ролями. 

«На восьмом приёме утиката и сиката как раз меняются местами относительно положения в зале, и только на то, чтобы сделать рисунок ката, который естественно к этому приводит, у меня ушло несколько лет», смеётся г-н Минова. 

В итоге старания окупились. Оба партнёра, проделывающие ката, после каждого прогона меняются ролями утиката и сиката, и могут бесконечно долго тренироваться. В этом как раз и смысл названия «Итиэн», а для занимающихся – возможность уйти в это с головой, посмаковать интересность этой ката. Один из демонстрировавших сказал, что даже ребёнок может запомнить эту ката, потренировавшись день, и мы сразу же безоговорочно поверили, видя, что эта ката построена так, что позволяет полностью концентрироваться на себе. 

Конечно же, самым сложным было создавать каждый приём в ката. Не просто на пустом месте были выдуманы зрелищные движения. Г-н Минова тоже погрузился с головой в изучение принципов меча, основанных на реальных старых школах фехтования. 

«Я и изучал разные техники Итто̄-рю̄, и подробно рассматривал справочную литературу и старинные рукописи по старым школам. Вот, например, стойка Райко̄, которую принимает утиката в третьем приёме, это мне показали иллюстрации к «Синкагэ-но-рю̄ Сангаку-но маки» [20], я восхитился, мол, надо же, какие стойки бывают, и добавил её себе». 

И за счёт какого принципа эта стойка сдерживает противника? Г-н Минова с радостью занимался созданием ката ещё потому, что начал, когда участвовал в съёмках фильма. 

Режиссёр Ямада Ё̄дзи, получивший Орден Культуры в 2012 году, среди своих режиссёрских работ с 2002 по 2006 года создал «самурайскую» трилогию на исторические темы: «Сумеречный самурай» с Санада Хироюки в главной роли, «Скрытый клинок» с Нагасэ Масатоси, и «Любовь и честь» с Кимура Такуя. Во всех трёх фильмах главные сцены сражений на мечах были поставлены с участием г-на Минова. Говорят, что г-н Минова понравился режиссёру Ямада тем, что он рассказывал о теоретических принципах исконного кэндзюцу, которые можно увидеть в старых школах фехтования, но при этом в его рассказе чувствовалась реальность настоящих схваток на мечах. Известный режиссёр попросил г-на Минова, чтобы он добился раскрытия характеров героев в момент схватки. 

«Например, режиссёр Ямада меня спрашивает, «А может ли малый меч котати победить против большого?» Я ему объясняю, если действовать с вот таким принципом, то может победить. И то, что он понял и принял, на практике воплотилось в финальной сцене сражения в «Сумеречном самурае». Потом ещё он меня спросил, «А что будет, если противник убежит?». На основе этого вопроса был сделан «Скрытый клинок». А на вопросе «Может ли человек считать намерения противника?» была построена финальная битва фильма «Любовь и честь». Я много нервов потратил на эту работу, но мне она была очень полезна, и она дала мне много материала для создания «Итиэн-но ката».

Если говорить о воплощении задумок в жизнь, хорошим примером является структура «Итиэн-но ката». В первом приёме делается киримусуби, а в конце в восьмом – кириотоси. По словам г-на Минова, это важная концепция. «Она основывается на словах Огава Тю̄таро̄, которые он говорил в до̄дзё̄ Нома: “Кэндо̄ начинается с обоюдных ударов (аиути) и заканчивается кириотоси”. Аиути – это не просто наносить друг другу одновременно удары на раз-два-три. Нужно иметь ощущение, что идёт сражение на настоящих мечах, мысленно проститься с жизнью, и нанести удар. И как следствие получится, что оба нанесли удар одновременно. И вот когда оба распрощаются с жизнью, тогда рождается техника кириотоси… Именно пройдя через сознательный опыт прощания с жизнью можно породить новую технику. Это глубинное учение меча. При занятиях кэндо̄ с деревянным мечом то же самое. Даже если с самого начала пытаться освоить технику кириотоси, до тех пор, пока будет боязнь получить удар, техника не будет получаться, столько ни старайся. Нужно подойти друг к другу до возможного предела, и мысленно принять, что получишь удар, и бить ровно по центру, и потом заново. Только тогда можно приблизиться к настоящей правильной технике. Я включил это в ката с надеждой, что практикующие будут заниматься с таким настроем».

Г-н Минова, поставивший своей целью обучение через ката, наполнил её до отказа и другими важными идеями. Более того, основные вещи, которые он хочет передать через «Итиэн-но ката», он предлагает ученикам в виде ключевых слов: «рубить то место, где находится противник», «склеенные мечи», «дзансин» и других. Г-н Минова поясняет их следующим образом. «“Рубить то место, где находится противник”, означает чётко врубаться. Как бы то ни было, бьющий боится, и часто бьёт мимо того места, куда нужно наносить удар. А усвоить тати судзи так не получится. “Склеенные мечи” – это ассоциация с мощным клейстером, который делают из рисовой муки. Я требую, чтобы кончики мечей партнёров были чётко вместе, будто склеенные этим клейстером. “Дзансин” многие понимают как такую театральную позу после нанесения результативного удара при занятиях с бамбуковым мечом. Но на самом деле это нечто, что должно следовать за каждым движением. В “Итиэн-но ката” приёмы следуют один за другим, и каждый из партнёров после каждого действия должен осознавать дзансин. Именно потому, что есть дзансин, можно перейти к следующему действию, или, если сказать по-другому, сама ката построена на взаимных ударах и взаимных переходах в состояние дзансин». 

В до̄дзё̄ Сэйсинкан не манкируют и отработкой «Нихон кэндо̄ ката», и базовыми упражнениями с деревянным мечом. Что касается «Нихон кэндо̄ ката», г-н Минова изучал в до̄дзё̄ Нома квинтэссенцию старинных школ фехтования под руководством ханси Сато̄ Укити, и передаёт это теперь своим ученикам. Его кредо преподавания – передать всё важное. Наверное, именно потому, что у него как у главы до̄дзё̄ есть своя непоколебимая линия, ученики могут заниматься с чистым сердцем. 

Если принципы меча, которые преследует г-н Минова, будут восприняты большим количеством учеников, то учение великих мастеров Нома до̄дзё̄ разойдётся ещё шире и будет перенято следующим поколением. Наверное, покойные ныне наши предшественники наблюдают уж во всяком случае с надеждой за огромным «Кругом», который сейчас рисуется.

К фото: Минова Масару родился в 1941 году в Токио. Начал заниматься кэндо̄ в 1 классе школы средней ступени[xxi], в 1967 году поступил в до̄дзё̄ Нома издательства Ко̄данся. Его главным учителем был Мотидзуки Масафуса [22], и он тренировался под руководством таких наставников, как Сато̄ Укити [23], Огава Тю̄таро̄ [24] и Морисима Татэо [25].В 1980 г. он получил лицензию Министерства образования на должность преподавателя боевых искусств в школе старшей ступени [26] и работал преподавателем кэндо̄ в токийских муниципальных старших школах. В 1989 г. он переехал жить в городок Хакусю̄ префектуры Яманаси (ныне – часть города Хакуто̄) у подножья Южных японских Альп, где построил до̄дзё̄ Сэйсинкан с помещениями для проживания тренирующихся. Участвовал в создании таких фильмов, как «Сумеречный самурай» и «Любовь и честь» режиссёра Ямада Ё̄дзи [27].

Фото 3

Фото 4 (два столбика справа) и 5 (2 столбика слева)

К фото 4: Усвоить движения ног
Г-н Минова учился театральным движениям ног у ныне покойного г-на Кандзэ Хидэо, актёра театра Но̄, который бывал в додзё̄. Он говорит, что в Итиэн-но ката есть место, где включены эти движения в переработанном виде. На этих фото представлены движения ног, когда с начала идёт отход назад, и потом выход вперёд. В правом столбике – неверный вариант, при котором правая нога подтягивается к левой. В левом столбике – верный: нога полностью разгибается в колене, сила накапливается в левой ноге, и производится выход вперёд.

К фото 5: Движения ног и принцип «7 долей ноги, 3 доли руки»
В кэндо̄ тоже бывает, что при ударе вперёд движутся руки, а потом ноги (на фото – отмечено ×). Г-н Минова говорит, что «если руки идут вперёд – то это признак нетерпеливой души». Кончик меча должен быть как приклеен, движутся с начала только ноги, а душа (т.е. руки) должны сдерживаться, и только после достаточного входа в зону противника наносится удар. Это возможно сделать, если помнить принцип «7 долей ноги, 3 доли руки».

Фото 6 (справа) и 7 (два столбика слева)

К фото 6: Приём 1 Кириотоси (дэба): на что обратить внимание 1
Два раза делается подход суриаси в 3 шага, удар киримусуби в мэн. На третий раз утиката делает кириотоси, и сразу же проводит цуки в грудь противника. Вставив с начала киримусуби, г-н Минова хотел показать ката первого типа с принципом взаимного удара (аиути). «Дэба» – это когда кириотоси делается по воздуху так, чтобы не коснуться партнёра. В 8 приёме делается наоборот ириба, то есть достающий партнёра удар кириотоси.

К фото 7: Приём 1 Кириотоси (дэба): на что обратить внимание 2
Утиката, сделав кириотоси и сразу после этого цуки в грудь партнёра, отходит на один шаг в исходную позицию. Далее он делает цуки в солнечное сплетение партнёра (2 фото сверху). Сиката парирует этот удар (фото 3). Из этого положения утиката, не разрывая мечи, подводит свой меч по обуху к цуба (нижнее фото). В каждом из этих движений важно состояние дзансин.
Далее утиката будет целиться нанести удар по левой руке партнёра, потому что она поднята вверх. На этих двух фотографиях представлена гипотетическая ситуация, как получилось бы, если бы удар прошёл. В самой ката этого нет: сиката понимает это намерение и быстро отходит, поменяв положение меча.

Фото 8 (правый столбик), 9 (средний) и 10 (левый):

К фото 8: Приём 2 Цуба дзэриаи: на что обратить внимание
В первом приёме партнёры набрали дистанцию, и теперь они опять приходят к положению цуба дзэриаи (верхняя фото). Утиката сразу же делает полшага вперёд (сэмэ, фото 2), и, воспользовавшись ответным давлением противодействия партнёра, уходит в сторону (фото 3) и сильно бьёт по тыльной стороне правой руки партнёра навершием рукояти (фото 4). Обратите внимание, что для победы здесь используется сила партнёра. 

К фото 9: Приём 3 Райко: на что обратить внимание
Сиката принимает стойку ваки («боковая»), иначе называемую ё («солнечная»). В ответ утиката принимает стойку райко («вспышка молнии»), которая является видоизменённой стойкой хассо («восемь обличий», см. фото). В название райко вложен следующий смысл: подобно молнии, из неё можно наносить удары под разными углами, воспользовавшись разными брешами в обороне партнёра. Из этой позы, меняя положение тела, наносится удар в основание горла партнёра по диагональной линии сверху вниз. 

К фото 10: Приём 4 Макиагэ: на что обратить внимание
Здесь запечатлена сцена после того, как утиката провёл макиагэ и теперь контролирует партнёра. Утиката хватает партнёра за левое плечо и тянет вперёд. Сиката подаётся вперёд и пытается уйти, утиката не сопротивляется и отпускает пальцы. Использование противодействия партнёра здесь – как в Айкидо̄. В этой ката заложены и такие приёмы без оружия. 

Фото 11 (2 столбика справа), 12 (средний столбик) и 13 (левый столбик):

К фото 11: Приём 5 Хвост тигра: на что обратить внимание 1
С начала партнёры оба стоят в стойке тю̄дан, далее сиката опускает кончик меча к своей правой ноге, принимая стойку гэдан. Техника «тигриный хвост» (кобикэн) – заманивающий приём, при котором мечом движут подобно тому, как движется хвост тигра. Утиката, наблюдая за стойкой гэдан у партнёра, выходит на удар в мэн в тот момент, когда он начинает двигать мечом справа налево. Однако сиката уже готов провести технику суриагэ: лезвие его меча направлено направо, а обух вверх.  

К фото 12: Приём 5 Хвост тигра: на что обратить внимание 2
Сиката проводит мэн-суриагэ-мэн, на что утиката выставляет правую ногу вперёд и парирует меч партнёра (верхнее фото). Заманивающий «хвост тигра» не сработал, и меч сиката ударил по воздуху (фото 2). Утиката тогда уходит в сторону и навершием рукояти сильно бьёт по левой лопатке партнёра. Во втором приёме он разбивает правую кисть партнёра, а здесь ещё и левую лопатку.

К фото 13: Приём 6 Единица: на что обратить внимание
Из стойки тю̄дан утиката широко выдвигает левую ногу влево вперёд по диагонали, одновременно разворачивает меч на бок левой гранью вверх. Меч движется влево параллельно полу. Сиката делает два шага и один удар мечом в мэн, а утиката уклоняется от удара и разворачивает свой меч, нанося горизонтальный удар слева направо по корпусу, будто рисует единицу. Если хорошо отработать движения рук слева направо по горизонтали, то это можно будет применять и с малым мечом котати

Фото 14 (2 столбика справа), 15 (левый) и 16 (внизу слева):

К фото 14: Приём 7 Напор: на что обратить внимание
Естественно происходит разрыв дистанции. Из этого положения сиката принимает стойку дайсэйган, направляя лезвие меча на партнёра. Утиката, не испугавшись, делает вход (сэмэ) к левому кулаку партнёра, сокращая дистанцию. Сиката, как бы говоря «ну раз так, то я вот так!», придерживает кончик меча партнёра, и затем принимает стойку левый дзё̄данУтиката продолжает вход, и сиката, как бы говоря «тогда я вот так!», принимает стойку правый дзё̄дан. Идея для этой части заимствована из 6 номера в Кэндо̄ ката

К фото 15: Приём 8 Кириотоси (ириба): на что обратить внимание
Утиката заманивает сиката нанести удар в мэнУтиката проводит суриагэ против него. Далее сиката заманивает утиката нанести мэн, сбивает его вверх и оба партнёра принимают стойку дзё̄данСиката делает кириотоси в мэн партнёра с возгласом «То!». Ката, начавшаяся со взаимных ударов киримусуби, здесь показывает полное развитие техникой кириотоси.  

К фото 16: Спасибо за помощь в съёмках Хираока Такахиро, 7 дан кёси (слева) и Накадзима Хадзимэ, 6 дан (справа).

Вставка 1
Синай изобретён 500 лет назад: чему это нас учит
(от кэндзюцу, неразрывно связанного с войной, к культуре кэндо̄)

Эпоха, когда синай был неразрывно связан с настоящим мечомКамиидзуми
Нобуцуна
Изобретение бамбукового меча
(передал завет: «Это удобный тренировочный меч, но если не вложена душа, то он нанесёт вред»)
Эпоха воюющих провинцийПротиворечие меча
сацудзин то̄ против кацудзин кэн (зарождается философия го̄-но сэн; будучи осаждённым в замке, применил на практике понятие «кацудзин»).
Середина периода ЭдоФормализация ката (утрачивается истинный смысл ката)
Исследование возможностей утикоми-гэйко с применением кэндо̄гу [28]
 Популярен длинный синай как у О̄иси Сусуму [29]
Период заката сёгунатаПоявление Ко̄бусё [30]
Отани Сэйитиро̄ [31]установление длины бамбуковых мечей (112 см), отказ от ката и переход только на сражения
Найто̄ Такахару [32]Выступал против императорских соревнований
Послевоенный периодВозрождение кэндо̄
разработаны синай и бо̄гу (защитное снаряжение) – продукты компромисса
изменился вид кэндо̄
Эпоха культуры кэндо̄ повторное открытие додзё̄ Нома
Мотида Моридзи«Будет хорошо получаться, если думать, что это меч (катана
 Установление принципов кэндо̄ (Путь формирования личности)
Мотидзуки Масафуса«Используй своего партнёра» (философия меча)
Морисима Такэопровозглашал «Иппон с первого удара» (философия меча)
 Разделение меча (катана) и бамбукового меча (синай) в «Руководстве для наставников кэндо̄»
Наследие, принятое в Сэйсинкан

Вставка 2

5 заветов для изучающих Итиэн-но ката

От узкого понятия ката к широкому ката (от пошагового продвижения к стремительному прогрессу)

  1. На отработке тати судзи учиться понимать строение камаэ
  2. Усвоить темп, с которым образуется дистанции без лишнего напряжения и лишних движений, а также течение ки и логику движения ног. Узкое ката – это формальные действия, а широкое ката – это логичные действия. Поэтому нужно учиться из первого вида ката входить во второй.
  3. На первом и втором виде ката учиться формальной и логичной стороне атаки и ожидания. Ноги атакуют, а сердце ожидает. Учиться соотношению атаки телом в 7 долей, а ожидание душой – 3 доли.
  4. Все ката первого вида предполагают мощь при встрече с партнёром, победу за счёт напора. Мощь – это способность подавить партнёра даже не двигаясь, а напор – это движение, которое отвечает всем возможным изменением на поле боя, и которое приносит победу. Мощь – это тихая бездвижность с затаённой энергией, это позиция, с которой не отступают. А напор – это движение. Нужно сердцем постичь, что это – движение в тихой бездвижности, единство действия и бездействия, как нас учили наши предсшественики.
  5. Активно пробовать разные ответные техники кэндо̄, и учиться смыслц понятия го-но сэн, которому учат ката второго вида. Нужно постичь то, чему учили наши предшественники: принцип го-но сэн, согласно которому «наносят удар, дав ударить», доступен только очень умелым. 

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. 1989 г. по европейскому летосчислению.
  2. «Форма круга основных движений меча» школы Сэйсинкан»
  3. Здесь на фотографии иероглифами помещена часть заголовка статьи.
  4. «Форма круга»
  5. Существует 2 разных слова ката.
    Одно записывается иероглифом 型 и обозначает форму, болванку для отлития, шаблон. Другое – 形 – обозначает форму, стиль. Таким образом, первое – более узкое понятие, второе – более широкое. Для обозначения ката как набора формализированных движений/упражнений в боевых искусствах обычно используется первое понятие. Оно использовано для Итиэн-но ката.
    Для Нихон кэндо̄ ката используется второй знак. В трактовке Минова-сэнсэя это означает, что в Нихон кэндо̄ ката изначально заложена душа, определённый смысл всех движений, философия. А в Итиэн-но ката это изначально не заложено, и сэнсэй надеется, что каждый изучающий сам обратит внимание на разницу понятий и для себя будет искать этот смысл. То есть каждый изучающий должен постепенно переходить от жёсткой, узкой формы 型 к свободной форме 形.
    С другой стороны, Нихон кэндо̄ ката выполняется довольно жёстко в том плане, что стандартное выполнение прописано в учебных пособиях и требуется единообразность. Итиэн-но ката более свободна в выполнении, потому что она изучается только в Сэйсинкане (и Москве) и небольшие изменения в неё вносились в течении последних пары лет.
  6. «Форма круга основных движений меча» школы Сэйсинкан. Душа ката / Комментарий кантё Сэйсинкан-додзё Сихан общества Корю Кёси Минова Масару ; [Пер. с яп. на рус. и на англ.: Вадим Бушмакин]. — М.: Фонд развития японского фехтования «Кимера», 2015.
  7. Дословно «Секретная техника меча с выходом и изменениями вправо и влево направления Мидзогути стиля Итто̄». Мидзогути-ха – направление внутри Итто̄-рю̄, названное по фамилии мастера Мидзогути Сингодзаэмон Масакацу, ученики которого основали это направление.
  8. Клан Айдзу управлял одноимённой провинцией на территории нынешней преф. Фукусима. Итто̄-рю̄ был одним из ведущих стилей фехтования, преподававшихся в школе клана Айдзу. Кроме того, его преподавали и в школе клана Сацума, на территории нынешней преф. Кагосима.
  9. Синто̄ Дасан-рю̄ – направление, базирующееся на школе фехтования Дасан-рю̄ с добавлением техник школы Синто̄-рю̄, основано мастером Асада Тамэясу (1811–1873). В 1859 он стал главой до̄дзё̄ в Сё̄токукан, главной школе клана, где и преподавал свой стиль.
  10. Дословно «техники четырёх направлений».
  11. Дословно «Новый стиль Кагэ». Его основатель среди прочего изучал Кагэ-рю̄, откуда и позаимствовал название.
  12. (1508―1577?). Известен также как Камиидзуми Хидэцуна и Коидзуми Хидэцуна
  13. Бамбуковый меч в кожухе. Тренировочный меч, сделанный из расщепленного бамбука, обтянутый кожаным кожухом. Современный бамбуковый меч синай произошёл от него.
  14. Деревянный тренировочный меч. Иначе бокуто̄.
  15. Род Камиидзуми управлял замком О̄го на территории нынешнего города Маэбаси провинции Гумма. С начала они были вассалами клана Уэсуги, но потом замок попал под власть клана Ходзё̄, и потом клана Такэда.
  16. (1571-1646). Сын Ягю̄ Мунэёси (1527―1606), который учился Синкагэ-рю̄ у Камиидзуми Нобуцуна. Известен как наставник фехтования и воинского искусства первых трёх сёгунов Токугава.
  17. Дословно «меч, спасающий людей». Понятие родилось как антоним к «сацудзин то̄», т.е. «меч, убивающий людей». «Меч» здесь имеется в виду в широком смысле, включая как само оружие, так и техники его использования.
  18. По-японски слово синкэн означает и «настоящий меч» и «серьёзно».
  19. «Круг».
  20. «Свиток наук школы Синкагэ» – одно из учебных пособий Синкагэ-рю̄.
  21. Соответствует 7 классу в России.
  22. (1913–1989) – победитель III Императорских соревнований по кэндо̄ (1940). Ханси, восьмой дан. Работник издательства Ко̄данся, долгое время был одним из старших инструкторов в до̄дзё̄ Нома.
  23. (1896–1976) – ханси, девятый дан. Автор книги «Вечное кэндо̄» (1976)
  24. (1901–1992) – ханси, девятый дан. Почётный сихан столичного полицейского управления.
  25. (род. 1922) – ханси, девятый дан (добровольно отказался от него в 2000 г.). Почётный сихан столичного полицейского управления, сам служил в полиции.
  26. Т.е. в 10–12 классах по российской системе.
  27. (род. 1931) – кинорежиссёр, сценарист. Член Академии искусств Японии.
  28. Снаряжение для кэндо̄: мечи, защитные доспехи и т.п.
  29. иначе О̄иси Танэцугу (1797 –1863), основатель школы О̄иси Син Кагэрю̄. Отличался высоким ростом в 212 см и использованием длинного бамбукового меча около 160 см.
  30. Основанная в 1855 году военным правительством школа, где впервые в истории Японии проводили массовое обучение воинским искусствам.
  31. иначе Отани Нобутомо (1798–1864), один из величайших мастеров меча период заката сёгуната наряду с О̄иси Танэцугу.
  32. (1862–1929), один из самых влиятельных мастеров в мире кэндо̄ начала XX века.