10 ошибок начинающего экзаменатора

<Эта статья написана в помощь тем, кто неоднократно сдавал экзамены сам, но впервые принимает участие в экзамене в составе экзаменационной комиссии>

10 ошибок начинающего экзаменатора

1. Вообще не знать или не перечитывать правила аттестации.

2. Выдвигать к участникам экзамена на 4 кю такие требования к выполнению элементов кихон, как будто они сдают на 3 дан. То есть, другими словами, не иметь в своем сознании простроенную градацию требований к кихон и Бокуто-ни-вадза.

К третьему дану можно подзабыть, что на четвертый кю от сдающего требуется не так уж и много, и что это «немного» некоторым участникам (особенно в возрасте) иногда дается с трудом. И если они выглядят существенно хуже своих более молодых конкурентов, то из этого не следует, что они не соответствуют текущему уровню требований.

Также стоит задуматься о том, почему в экзаменах на кю некоторые упражнения повторяются трижды, а иные содержат много однотипных действий. Очевидно, что это нужно прежде всего для оценки технических навыков сдающего, а не уровня его стресса прямо сейчас или низкого уровня жидкой удачи в крови.

3. Считать что участники экзамена из твоего клуба делают всё лучшее других.

4. Полагаться на интуицию при приеме экзамена.

5. Узнав сильного участника различных соревнований среди кандидатов на сдачу экзамена, быть заранее уверенным, что он 100% сдаст.

6. Не вести запись ошибок участников, впоследствии успешно сдавших экзамен, в своем экземпляре протокола комиссии.

Анализ своей работы — важная часть обязанностей хорошего экзаменатора. Полезно посмотреть, что именно Вы успели увидеть и записать в процессе экзамена. Это далеко не так просто, как может показаться. Если Ваш лист примечаний в конце экзамена оказался пуст …. то может быть Вам не так уж и интересно то, чем Вы занимаетесь здесь и сейчас?

И, разумеется, ошибки есть у всех, и если после экзамена на рэй к вам подойдут участники, и Вы захотите дать им обратную связь — над чем им стоит работать и на что обратить внимание, ведь следующий экзамен на кю у них не за горами, — заметки помогут вам вспомнить нюансы техники по каждому экзаменующемуся.

7. Пренебрегать знанием деталей Бокуто-ни-вадза или вообще не придавать им значение при оценке участников уже сдавших первую часть (кихон в богу).

Причина, по которой Бокуто-ни-вадза были введены в качестве составной части экзамена по Кендо на кю — это зона ответственности комитета по Кендо ВФК.

А Ваша зона ответственности — грамотно оценить уровень готовности участников к экзамену. Если Вы не можете, в силу отсутствия требуемых знаний, интереса или иных причин, качественно оценить эту часть экзамена — стоит с уважением относится к обязанностям экзаменатора и  уклониться от участия в экзаменационных комиссиях ВФК на уровень кю.

8. Не иметь опыта работы в качестве тачинина или пренебрегать назначением хорошего тачинина при проведении экзамена, в котором ты участвуешь в качестве члена комиссии.

Статистически основная причина несдачи экзамена — нервозность и стресс, который возникает в какой ситуации. Если это происходит в силу неготовности участника — это одно, но если это результат плохой организации экзамена — это совершенно другое.

Задача тачинина не просто громко и четко командовать и помогать участникам перемещаться по площадке (что немаловажно), но своей уверенностью, своим настроем создавать ощущение четкости и спокойствия. Хороший тачинин несет ответственность за организацию процесса проведения экзамена и ощущает себя частью команды.

По этим причинам хороший глава комиссии при выборе кандидатуры тачинина должен сам иметь опыт такой работы и, как следствие, сделать грамотный кадровый выбор.

9. Не интересоваться наличием изменений в правилах поведения экзаменов в своей федерации.

10. Никогда не забывать о том, что ты сам тоже когда-то был участником экзамена на 4-й кю и, возможно, тоже в какой-то сумеречный день не сдал один из своих первых, но от этого не менее важных, в жизни экзаменов.

До третьего дана экзаменатор — старший друг и товарищ участников экзамена. До 1 дана включительно стоит смотреть не на то, что у участника получается не очень хорошо, а научиться видеть то лучшее, в чём действительно преуспел кандидат на младший уровень на своем Пути.

Также следует помнить, что на любых соревнованиях первое место только одно. Из этого закономерно следует, что 95% кэнши никогда не будут первыми на соревнованиях в индивидуальной категории. Но в альтернативной парадигме системы уровней и формального им соответствия до 3-го дана включительно потенциально сдать экзамен могут все участники мероприятия, если хорошо подготовятся.

По этим причинам небрежность или ошибки в работе экзаменатора (как и в работе судей на соревнованиях) напрямую влияют на судьбу кэнши и его отношение к Федерации в нашей стране в целом.


И еще немного вопросов, которые возникают во время экзамена:

Правильно ли требовать идеального исполнения каждого упражнения? 
Требовать идеального исполнения упражнений не просто грубая ошибка, это некомпетентность экзаменатора.

Правильно ли сравнивать между собой участников?
Сравнивать участников нужно с требованиями к экзамену, но, к сожалению, мы все люди и это происходит естественным образом. Поэтому важно выставлять оценку каждому участнику во время его выступления, а не после; и оценивать не общий уровень группы и участника относительно общего уровня, а просто каждого участника так, словно он сдает один.

Могут ли экзаменаторы обсуждать между собой результаты или они должны без обсуждения назвать оценки и вычислить +/-?
По правилам никто ничего обсуждать не должен. Каждый принимает своё решение что и отражается в бланке протокола.

Должны баллы подсчитывать экзаменаторы или секретарь забирает бланки и считает независимо?
В идеале для этого должен быть секретарь, который подсчитывает голоса и передает конечный результат главе комиссии для оглашения.

.


<ПРИЛОЖЕНИЕ>
Программа проведения аттестации и критерии оценки

Для экзаменов на 1-4 кю установлены следующие критерии:

  • Общие требования — определение уровня владения техники
  • Частные требования — содержание экзамена и то, что минимально необходимо продемонстрировать для прохождения экзамена.
  • Основания не прохождения экзамена — минимальный перечень причин по которым экзамен считается неуспешным.

Соискатели должны выполнить обязательный набор упражнений, при этом продемонстрировать необходимый уровень владения техникой.
Стандартные требования для каждого уровня приведены ниже:

4 кю

  1. Выполняемые упражнения
    Кирикаеси
    Оки мен
    Bokuto Ni Yoru Kendo Kihon Waza Keiko Ho:
    Простые удары:мен, коте, до, цки
    Два непрерывных удара:коте и мен
    Хараи ваза: хараи мен (используя омоте, левую сторону меча)
  2. Общие требования
    Понимание Ки-кен-тай ичи, понимание дистанции, опрятный внешний вид, понимание базовой техники, способность наносить удары с правильной синхронизацией тела.
  3. Частные требования
    Кирикаеси выполняется без защиты.
    Понимание дистанции — удары наносятся преимущественно с правильной дистанции. Мотодачи старается сохранять правильную дистанцию для учидачи.
    Понимание базовой техники — Удары выполняются с большим замахом и громким голосом. Удар с проходом выполняется с правильным заншином.
    Обязательное наличие синхронности движений тела при выполнении упражнений
    Прямой мен выполняется преимущественно с фумикоми.
  4. Основания непрохождения экзамена
    Незнание содержания упражнений.
    Отсутствие синхронности движения тела при ударах.
    Нанесение большинства ударов с неправильной дистанции.
    Неопрятный внешний вид.

3 кю

  1. Выполняемые упражнения
    Кирикаеси
    Оки мен
    Оки коте-мен
    Bokuto Ni Yoru Kendo Kihon Waza Keiko Ho:
    Хики ваза: хики до (правыйдо противника)
    Нуки ваза: мен нуки до (правый до противника)
    Суриаге ваза: коте суриаге мен (используя ура, правую сторону меча)
  2. Общие требования
    Понимание Ки-кен-тай ичи, понимание дистанции, опрятный внешний вид, понимание базовой техники, способность наносить удары ударной частью синая, правильная работа ног
  3. Частные требования
    Требования к 4 кю, дополненные следующими:
    Удары наносятся преимущественно ударной частью.
    Удар быстрее замаха. Быстрый поднос левой ноги.
    Наличие фумикоми при ударах с проходом.
    Удары выполняются без лишних шагов.
    Преимущественное наличие одновременного удара, киая и фумикоми при выполнении упражнений.
  4. Основания непрохождения экзамена
    Аналогично 4 кю с учетом того, что уровень выше, включая следующее:

    1. Нанесение большинства ударов неударной частью синая
    2. Отсутствие фумикоми.

2 кю

  1. Выполняемые упражнения
    Кирикаеси
    Утикоми кейко
    Bokuto Ni Yoru Kendo Kihon Waza Keiko Ho:
    Дебана ваза: дебана коте
    Каэси ваза: мен каэси до (правыйдо противника)
    Учиотоси ваза: до учиотоси мен (правый до)
  2. Общие требования
    Ки-кен-тай ичи, владение дистанцией, способность выполнить эффективный удар, опрятный внешний вид, владение базовой техникой
  3. Частные требования
    Требования к 3 кю, дополненные следующими:
    Кирикаэси выполняется с защитой.
    Учикоми кейко — мэн, котэ-мэн, мэн — хики-мэн, мэн — хики-котэ, мэн — хики-до, мэн.
    Наличие ки-кен-тай-ичи. Четкий громкий удар с звучным фумикоми одновременно.
    Мотодачи демонстрирует способность подстраиваться под учидачи. Мотодачи создает учидачи оптимальную дистацию для атаки.
    Учидачи выполняет кирикаэси и учикоми как единое целое без разрывов между ударами.
  4. Основания непрохождения экзамена
    Аналогично 3 кю с учетом того, что уровень выше, включая следующее:

    1. Отсутствие ки-кен-тай-ичи. Удар ноги выполняется до удара.
    2. Мотодачи не создает правильную дистанцию для учидачи.
    3. Упражнения выполняются не как единое целое.

1 кю

  1. Выполняемые упражнения
    Кирикаеси
    ДзикейкоBokuto Ni Yoru Kendo Kihon Waza Keiko Ho:
    Простые удары: мен, коте, до, цки
    Два непрерывных удара: коте и мен
    Хараи ваза: хараи мен (используя омоте, левую сторону меча)
    Хики ваза: хики до (правый до противника)
    Нуки ваза: мен нуки до (правый до противника)
    Суриаге ваза: коте суриаге мен (используя ура, правую сторону меча)
    Дебана ваза: дебана коте
    Каэси ваза: мен каэси до (правыйдо противника)
    Учиотоси ваза: до учиотоси мен (правый до)
  2. Общие требования
    Ки-кен-тай ичи, свободное владение дистанцией, способность выполнить эффективный удар, стремление создавать условия для атаки, опрятный внешний вид, владение базовой техникой
  3. Частные требования
    Требования к 2 кю, дополненные следующими:
    Во время дзикейко демонстрируется стремление двигаться вперед. Удары преимущественно являются юкодатоцу.
    Демонстрируется умение воспользоваться моментом для атаки.
    После удара демонстрируется заншин.
  4. Основания непрохождения экзамена
    Аналогично 2 кю с учетом того, что уровень выше, включая следующее:
    Отсутствие атаки, удары выполняются с движением назад.
    Отсутствие заншин.Всем удачных экзаменов!
    (Виктор Галушко, 5 дан кендо)