Нет смысла только следовать, и нет смысла только имитировать. Для чего мы изучаем кендо ката? Рассмотрим правильный способ и важность их изучения.
Ивататэ Сабуро, 8-й дан Ханси
Родился в 1939 году в префектуре Чиба. Окончив обучение, поступил в полицию префектуры Чиба. До выхода на пенсию служил инструктором полицейской академии района Канто и ведущим инструктором полиции префектуры Чиба. В 1978 году начал преподавание в Сёфукан додзё и обучал множество японских и иностранных фехтовальщиков.
В данный момент является директором Сёфукан, главным инструктором Университета Сёби Гауэн, членом совета и вице-президентом Всеяпонской Федерации Кендо, председателем All Japan Senior-Kenyukai.
Кендо ката от начала до конца с полным духом
Сёфукан закрыт из-за коронавируса. Уже несколько месяцев, с марта, нет обычных тренировок. Это самый большой перерыв с тех пор как я начал заниматься кендо, но я регулярно отправляюсь в додзё чтобы проветрить помещение. Там я тренирую работу ног, немного субури. И я работаю над ката.
Практика кендо ката это прекрасная возможность для меня сейчас, поскольку я не могу делать обычное кейко. Огава Кинноске (10-й дан), бывший ведущий профессор Дайнити Бутокукай Будо колледжа, описывает пользу от кендо ката в своем Обновленном Учебнике Имперского Кендо, опубликованном в 1937 году. Описанная там форма является основной базой нашего искусства. Она неизменна, а современное развитие — лишь вариации этой формы.
Иными словами, вы можете изучить не только базовые принципы правильной техники, ката также очень эффективны для исправления плохих привычек, хасудзи (плоскости реза), стойки и настроя во время кейко. Он делают движения более маневренными и точными, учат правильно распознавать возможность для атаки, понимать маай, воспитывают и усиливают дух и т.п.
Важность практики кендо ката это понимание и освоение принципов меча, понимание атаки и защиты, правильного поведения. Японская культура это культура формы. Важно изучить предписанные ката и освоить верную форму через постоянную практику.
Следующие 5 пунктов в кендо ката отмечены как важнейшие в “Справочнике для семинаров по кендо”
- Этикет во время тачиай, процедура тачиай, как обращаться с бокуто.
- Правильное обращение с бокуто (хасудзи, тэноучи, использование синоги, удар в одно движение), движения тела.
- Понимание взаимодействия учитачи и ситачи, сохранение синхронизации, ситачи не должен двигаться раньше учитачи.
- Когда учитатчи входит на нужный маай, он использует возможность для правильной атаки цели. Ситачи, в свою очередь, наносит правильный ответный удар не упуская возможности для победы.
- В процессе ката кейко надо понимать правильное направление взгляда, дыхание, зансин и т.п. Сохранять сильный и собранный дух в течении кейко.
Удерживать в уме эти пункты важно практикуя кендо ката, и при самостоятельной тренировке тоже.
Серьёзность и основательность в практике
Мне выпала честь быть членом комиссии и экзаменовать кендо ката у 6-х и 7-х данов. Обладатели 6-го дана и далее это высший уровень практикующих во Всеяпонской Федерации Кендо. Они должны хорошо изучить кендо ката и предать их следующему поколению, но им не хватает практики. Более того, даже те кто пытаются пересдать экзамен не могут сделать это достаточно хорошо.
Очень печально если человек проваливший экзамен не может пересдать, так что мы даем возможность усиленно тренироваться в короткий интервал перед пересдачей. Обычно на уровне 6-7 данов ката выполняют 5 пар. Многие в этот момент смотрят по сторонам из-за недостатка уверенности.
Судьям это прекрасно видно по движениям головы. Кроме того, это вызывает задержку в движениях. Разумеется судьи это заметят и вы не сдадите. Это прекрасный способ провалить экзамен. Реальность такова, что вы не сдадите экзамен если не будете соблюдать пункты описанные в Руководстве по Кендо Ката выпущенном AJKF.
Важно изучить форму ката. Самая важная вещь при изучении ката это серьёзное отношение и точное попадание по цели моноучи (режущей частью клинка). Вам может казаться, что это легко, у вас может быть ясное понимание целей ударов учитачи и ситачи в семи ката с тачи и трёх с кодачи, но в реальности очень сложно выполнить удар правильно.
Если вы концентрируетесь только на попадании в нужное место, то вы будете всего лишь “следовать” ката и потеряете ваш дух. Чтобы выполнять ката с ошеломляющей мощью, полной синхронизацией, с осознанием момента атаки и ментальным взаимодействием необходима ежедневная практика. Вот что писал Огава Кинноске в Обновленном Учебнике Имперского Кендо относительно тренировок кендо ката:
“В отличии от обычного кейко, в ката мы не наносим реальных ударов, в результате возникает недостаток ментального напряжения. В таком случае они превращаются в обычную гимнастику, в которой вы просто двигаете свои конечности и психологический эффект от кендо ката полностью отсутствует. Следовательно, важно иметь дух противоборства с оппонентом с серьезным ментальным настроем, не терять бдительности, не пренебрегать ни единым вдохом и соблюдать все предписания.”
Это описание соответствует ментальному настрою в тачиай и сиай. В сиайдзё каждый должен встречать противника не теряя бдительности. Всегда следует сохранять чувство ментального напряжения.
Правильные движения меча и тела: как правильно попадать по цели
Моноучи бокуто это наиболее острая режущая часть клинка. Обычно говорят о примерно 10 сантиметрах от кенсаки. Длина синая и бокуто отличаются. Если вы привыкли к синаю, будет сложно точно попасть по цели моноучи практикуя ката с бокуто. Если вы атакуете с более короткого маай чем привыкли, то попадёте. Синай не имеет изгиба клинка, а бокуто имеет. Из-за этого также меняется чувство маай.
Когда я обучаю ката в Сёфукан, я начинаю с того, что позволяю учитачи проверять цель атаки. Например, цель атаки учитачи в 1-й ката включает цука. Тогда ситачи принимает миги (правосторонний) дзёдан-но-камаэ и учитачи принимает позицию будто наносит удар. Если теперь он вернётся в хидари (левосторонний) дёздан-но-камаэ, это и будет маай для удара мэн.
Проверяя таким образом, можно понять маай во второй и последующих ката. Замирая в ключевых моментах можно понять положение целей атаки. Детально это изучив, вы сможете увидеть свои ошибки при выполнении ката. Важно понять, что если учитачи не наносит удар точно по цели, то и ситачи не сможет действовать правильно. Я мог бы углубиться в детали, но для краткости затрону только 2-ю и 3-ю ката.
Вторая ката это котэ-нуки-мэн (прим. переводчика на русский: возмжно здесь опечатка в английском переводе, техника второй ката это котэ-нуки-котэ). В инструкции написано: “Нанесите удар чуть ниже правого котэ ситачи амплитудной техникой”. Возможно из-за слов “амплитудная техника” некоторые люди ударяют котэ диагонально и опускают кенсаки к полу. Страх травмировать партнера видимо приводит к диагональному удару. Учитачи выполняет роль учителя и должен помочь ситачи ударить правильный котэ. Пожалуйста убедитесь в правильности позиции чуть ниже котэ. Иногда позиция кенсаки оказывается в конце чут завешена из-за кривизны бокуто.
Третья ката состоит из укола и ответного укола. Оба партнёра переходят в чудан из гэдан-но-камаэ и учитачи колет чуть ниже грудины ситачи. Выполняя укол, учитачи не должен разрывать контакт с кенсаки ситачи. Если вы колите направив лезвие чуть вправо вниз, контакт сохранится, но если колоть направляя лезвие вниз, то кисаки окажется слишком высоко. Как я писал ранее, практикуя ката надо проверять позиции атакуемых целей, особенно в 3-й ката включающей сложные движения.
Укол учитачи наносится под грудину, а укол ситачи в грудь. Положение кисаки, выпрямление рук, включение бёдер, направление лезвия должны аккуратно проверяться, чтобы укол получился правильным. Нанося укол под грудину, поверните лезвие чуть вправо вниз и сделайте теноучи плотнее. В одиночной практике вы можете проверять позиции в своём темпе, так что дайте себе время изучить правильные положения ударов с полным духом.
Понимание взаимотношения учитачи и ситачи: самое важное чтобы ситачи не двигался первым
В Нихон кендо ката учитачи играет роль учителя, а ситачи роль ученика. Говоря проще, в Нихон кендо ката учитачи показывает ситачи как победить. Те мне менее, многие экзаменующихся на степени “дан” не понимают роли учитачи и ситачи.
Хоть роли и чётко разделены, участники могут занервничать и нередко случается, что ситачи двигается первым. Они очень стараются не нарушить порядок исполнения, и когда возникают небольшие нарушения, их сознание впадает в ступор. Сасамори Дзюнзо в “Итто-рю Гокуи” так описывает состояние сознания учитачи и ситачи:
“Поскольку учитачи это учитель, а ситачи ученик, учитачи должен действовать с сильным духом, наносить удары и выполнять сэме, помогая ситачи развивать свой дух, находить возможности для контратак, атаковать подобающим образом, должен помочь ситачи понять как победить. Ситачи изучает победную технику, но всегда следует за движениями учитачи. Однако, ситачи не должен дожидаться атаки учитачи. Говоря о духе, ситачи должен всё время сохранять инициативу постоянно оказывая сэме. В ката вы не должны сопротивляться учитачи, скорее нужно преодолеть выполняемую учитачи технику или позволить учитачи завершить технику, и когда ситачи выигрывает бой окончательно, он должен наносить удар мощно, правильно и с достоинством.”
Это простое объяснение ролей учителя и ученика. Кендо ката выполняются под руководством роли учителя, учитачи. Иными словами, учитачи и ситачи выполняют ката в состоянии “айки” (сонхронизированного духа). Первый шаг к пониманию айки для ситачи — не двигаться раньше учитачи.
Возможность проявляется в переменах сознания, тела и техники
Относительно ката с тачи (длинный меч), в инструкции написано: “…в момент появления возможности…”. Это означает, что ситачи должен найти подходящую ситуацию и выполнить технику в этот момент. Это довольно сложно, и если вы не понимаете правила и учитачи просто атакует когда захочет, вы не сможете понять айки ситачи.
В дополнительных разъяснениях в Учебнике для Семинаров по Кендо, объясняется момент возможности в связи с таймингом перемен в сознании, теле и технике оппонента.
Давайте рассмотрим на примере 1-й ката. Учитачи в стойке хидаи-дзёдан-но-камаэ делает три шага вперёд на дистанцию иссоку-итто-но-маай начиная с правой ноги. Когда два маай встречаются, он видит возможность и наносит удар мэн ситачи. Здесь учитачи обучает ситачи возможности для победы и должен атаковать когда ситачи достаточно подготовился.
“…в момент появления возможности…” в кейко с синаем означает тамэ на дистанции удара. В дзикейко, более опытный практикующий старается создать айки, а менее опытный отвечает на айки с чувством обоюдной атаки, что приводит к кейко наполненному духом. Но если не думать о таком взаимдействии, то даже при прямых атаках более опытного, менее опытный участник может начать бить криво и уклоняться перед атакой.
Такой тип атак, даже если они попадают по цели, рассматривается высокоуровневыми практикующими в иной перспективе. Основная идея в том, чтобы совместно тренироваться с целью улучшить свои способности синхронизируя дух и отвечая атакой на атаку. Эти взаимоотношения изучаются через ката. Понимание взаимодействия учитачи и ситачи в кендо ката позволит кардинально улучшить ваше кейко с синаем.
Кстати, в кодачи (короткий меч) ката, ситачи (прим. переводчика на русский: возможно, здесь ошибка перевода на английский и по смыслу имеется в виду учитачи) должен выполнять технику или менять камаэ когда “ситачи намерен начать вход”. В Учебнике для Семинаров по Кендо это “намерен начать вход” описано как состояние в котором ситачи имеет достаточно энергии для рывка вперёд к рукам оппонента. Важно держать в уме эти определения в процессе практики.
Более того Учебник для Семинаров по Кендо объясняет “кигурай” как силу и достоинство происходящие из уверенности полученной в результате тренировок. Он также объясняет некоторые более сложные термины кендо, такие как “курайзумэ”, который означает сэме посредством кигурай и подводит к доминированию над противником с помощью стойки. Прочитать эту книгу также необходимо как и учебник по кендо ката.
В ката кейко важен хороший учитель
Подводя итог, цель практики кендо ката — понять и освоить принципы меча, правильную атаку и защиту, правила этикета. Важно запомнить ката и стремится к идеальной форме постоянно практикуя.
В синай кейко мы также изучаем форму работы ног, субури и рисунок ударов посредством повторений. Затем мы надеваем богу и делаем кейко с ударами мэн и котэ, а также техниками взаимодействия, такими как одзи-вадза. Затем мы переходим к дзикейко с сэнсеем, и только потом приходим к соревновательным поединкам или экзаменам.
Кендо ката выполняются в определенном формате, последовательности и по договорённости, но важно всегда воспринимать их со всей серьезностью, как будто вы сражаетесь с противником. Чтобы ваша техника улучшилась ката кейко надо практиковать как и синай кейко, и сейчас лучшее время для практики ката, чтения Учебника для Семинаров по Кендо и Учебника Кендо Ката, поскольку возможностей для синай кейко мало.
Практикуя ката вы сможете понять взаимодействие между учитачи и ситачи. Чем лучше вы понимаете это взаимодействие тем лучше понимаете скрытый в нём смысл. Когда вы поймёте смысл, ваше камаэ в синай кендо станет цельным, качество ударов вырастет и кейко оберёт новое качество.
Сейчас это сложно, но как только станет возможным, важно просить о помощи в ката кейко учителей, которые в них хороши. Мы все знаем что для синай кейко нужны тренировки, для ката кейко тоже. Прося о помощи хорошего сэнсея, мы можем изучить невидимую духовную коммуникацию, которая выражается в “появлении возможности” и “намерении начать вход”.
В 7-й кендо ката учитачи видит возможность, шагает вперед с правой ноги и выйдя на пересечение маай двумя руками наносит укол в грудь ситачи. Это действие относится к “ки-атари”, в Учебнике для Семинаров по Кендо оно определяется как сэме на оппонента с намерением укола или удара, оценка его реакции и предупреждение его движений. Такую глубину понимания можно почувствовать только в кейко с хорошим учителем.
На ката кейко нужно больше времени чем на синай кейко, так что вам не удасться просить об этом слишком часто, но если вы продемонстрируете намерение учиться, учитель не откажет. Единственный способ изучить ката это тренировки с хорошим инструктором. Вам нужно руководство сэнсея чтобы узнать тонкости, такие как маай, дух, возможность, сила и стойка, которые не видно со стороны. Чтобы получить это я призываю вас практиковать кендо ката на регулярной основе и углублять ваше кендо.
Опубликовано в Kendo Jidai International
Перевод на английский Джоук ван дер Вуд
Перевод на русский Антон Федотов