Сдавать или не сдавать экзамены. Гамлетовский ли это вопрос

Эта статья посвящена системе экзаменов на кю и дан, которая была создана ВЯФК и впоследствии воспринята в федерациях Кендо, Иайдо и Дзедо других стран в XX столетии.

Истоки. Система данов как часть японской культуры.

Думаю что никто из причастных не удивится тому факту, что огромное количество терминов современного европейского фехтования (олимпийский вид спорта) пришли из французского языка. Аналогичным образом, наша система экзаменов, которая принята ВЯФК и ФИК, является органичной частью японской культуры.
На эту тему есть некоторое количество интересных статей, из которых желающие могут более подробно узнать о длительном процессе формирования системы экзаменов на дан в дзюдо, которая в последствии послужила прообразом для всех остальных федераций включая ВЯФК.
Об этом подробнее можно почитать в сборниках «Хидэн» историка, мастера боевых искусств и публициста Горбылева Алексея Михайловича, которые можно скачать здесь: https://m.vk.com/wall-53986982_239

Мы остановимся на этих вопросах тезисно.

Если мы хотим разобраться в том, как устроена система данов и кю в японских боевых искусствах, в частности в Кендо, мы должны понять, что данная система является плоть от плоти японского общества и его культуры. Поэтому вначале мы кратко рассмотрим ее структуру, имеющую отношение к обсуждаемому вопросу.

Вся жизнь японского общества, от рождения до смерти, — это система ступеней (ступень по японски — дан) от детского сада (4 кю) до престарелого генерального директора транснациональной корпорации (8 дан, ханши) — «смотрящий в окно» (общепринятый термин). Мало кто задумывается об этом, но традиционная система трудоустройства в Японии существенно отличается от европейской (рекомендую к прочтению и просмотру на эту тему одноименные автобиографические книгу и фильм «Страх и трепет» Амели Нотомб).

Для трудоустройства на хорошую постоянную работу молодой японец — кандидат (обычно выпускник ВУЗа) должен выполнить сложный и довольно дорогостоящий набор ритуальных действий. Например, сходить в специальный магазин для тех, кто устраивается на работу, купить там специальный костюм и портфель (сумку) для устраивающихся на работу, явиться заранее в отдел кадров, где получить шаблон резюме данной компании, который необходимо заполнить и выучить наизусть. В процессе собеседования первым этапом является именно готовность и способность выполнять подобные действия и класс высшего учебного заведения, а не реальные способности кандидата. Некоторые японские студенты старших курсов заранее приобретают такие костюмы и используют их постоянно в качестве демонстрации готовности соответствовать требованиям японского общества.

Также интересен факт пути младшего служащего в крупной компании. Поступая на работу, он должен быть готов выполнять самые разные функции. Их постоянная смена — форма воспитания и формирования сотрудника, а знание всех сфер деятельности компании руководителем — принцип и конечная цель этого процесса. Человеку с европейской системой профессиональных ценностей это сложно понять. Но только познавая культуру, отличную от нашей, мы можем действительно узнать свою.

Последние годы % каишаин (служащий) по пожизненной системе найма постоянно снижается вместе с падением экономики Страны Восходящего солнца, но все равно остаётся существннным в структуре японского общества.

Стоит ли удивляться, что подобное мышление пронизывает насквозь все социальные институты Японии и напрямую касается всех нас, практикующих японские Боевые Искусства.

Давайте начнем с прочтения статьи об экзаменах на кю, которую я написал более десяти лет назад:  «Инструкция по эксплуатации».

Данная заметка составлена по мотивам ряда аттестаций, в которых доводилось принимать участие в качестве члена или главы комиссии.
Она призвана ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ Я НЕ СДАЛ ЭКЗАМЕН НА КЮ?»

Подойду к изложению кратко и тезисно.

1) Многим людям свойственно НЕ читать инструкции по эксплуатации.
И правда, зачем? Но инструкция существует. Начнём с её прочтения.

2) Многим людям свойственно НЕ готовиться к экзаменам.
Допустим, некий кэндока занимается регулярно. Выкладывается на тренировках. Его хвалит инструктор и сэмпаи. Или он часто оказывается среди призеров на соревнованиях.
Это = автоматической сдаче экзамена на кю? Увы, нет.

3) На аттестации экзаменатор — чиновник ВФК.
Он должен стремиться выполнить свои обязанности хорошо (плохо получится само).
По сути, он — разновидность квалифицированного видеорегистратора: увидел, сравнил с правилами, зафиксировал результат.
Если Вы не согласны с нормами требований, то это вопрос к комитету по Кендо ВФК, а не к экзаменатору (если он выполняет свои обязанности не предвзято).

4) Комиссия — это ваши друзья. Поверьте, члены комиссии хотят, чтобы все успешно сдали экзамен.
Но экзамен — это не победа на соревнованиях. Это уровень формального соответствия.
Комиссия как бы молчаливо спрашивает каждого сдающего: ты знаешь это, это и это?
Сдающий, выполняя техники, показывает комиссии: да, на свой уровень знаю.
Мы со спокойной душой ставим «О» (сдал).

5) Встречаются разные подходы к приёму экзаменов. Например, такой подход: «Иванов И.И. — классный парень. Нельзя обижать. Поставим ему экзамен заочно. Он старается».
Или другой вариант: «Не будем портить всем праздник. Пусть сегодня все сдадут экзамен». А также такой: «В Японии взрослые люди избавлены от унижения сдавать на детский уровень кю.
Сразу формально сдают на 1-й кю и через три месяца на 1-й дан. Это и есть первый нормальный экзамен. По этой причине могу смело рисовать всем «О». Это справедливо».

Скажу только за себя. Мне НЕ близка ни одна из вышеперечисленных аргументаций. Причины три:
а) это обесценивает усилия тех, кто готовился и старался,
б) это роняет авторитет инструктора, который говорил ученикам, что без этого сдать экзамен нельзя,
в) это лишает систему экзаменов практического смысла.

6) Все познаётся в сравнении. Если так (чаще случайно) выходит, что рядом со сдающим не очень хорошо, сдает кто-либо сильно хорошо, то психологически сложно поставить обоим «О». Это свойственно каждому человеку.

7) Отдельно хочется отметить пункт касающийся внешнего вида. Кендо по своему происхождению — воинское искусство, и требования к форме, следовательно, соответствующие. Нужно тщательно подготовить свой внешний вид к экзамену. Это касается не только мэн-химо или котэ-химо, тэнуги или длинны хакама, но также клубной символики: нашивок, надписей и так далее. Экзаменаторы не должны знать, кто конкретно сдает экзамен. Это общие требования к вашему внешнему виду. Нашивки не обязательно отпарывать. Можно заклеить их перед аттестацией. Но лучше иметь отдельный «парадный» набор ги и хакама, которые не содержат клубной символики.

8) Рютаро Хасимото как-то сказал: «Каждый, кто занимается Кендо — мой друг». Думаю, стоит исходить из этого тезиса при оценке происходящего. Это позволит решать все проблемы в позитивном ключе.

Цитата Суми Масатакэ-сэнсэя по этому поводу: Кендо — как мозаика. И в этой мозаике нет мелочей, которыми можно пренебречь. Так как из каждой её детали складывается общая картина вашего Кендо.»

Ссылка на статью: https://www.shogunclub.ru/instruktsiya-po-ekspluatatsii/

Ссылка на документы Федерации, касающиеся требований на сдачу экзаменов на кю и дан: https://www.shogunclub.ru/about-2/dokumentyi/

Теперь перейдем к экзаменам на дан.

Тезисы:

— ваш уровень в Кендо (Иайдо или Дзедо) — это ваше положение в единой системе формального технического соответствия в зависимости от возраста;

— квалифицированная экзаменационная комиссия — это ваши друзья.
До третьего дана включительно комиссия старается увидеть в вашем кихон или тачиай то хорошее, что позволит ей с чистой совестью поставить в табеле напротив вашего номера «О» и пожелать дальнейших успехов в Будо;

— и только начиная с экзамена на 4 дан комиссия (следуя правилам) выявляет сильнейшего в вашей возрастной группе. Чем выше дан, тем больше участников из одной возрастной группы не смогут сдать экзамен по тем или иным обьективным причинам;

— статистика сдачи экзаменов в ЕКФ по возрастам удручающая. Чем вы моложе, тем больше у вас шансов сдать экзамен на любой дан старше третьего. Поэтому самый важный совет: не затягивайте с этим;

— за долгие годы в ЕКФ сложилась чёткая статистика сдачи экзаменов на кю и дан. Обратите внимание, что экзамены на кю — это внутреннее дело национальных федераций. То есть, числясь в одной федерации, вы не можете получить разрешение на сдачу экзамена на кю в другой стране, если планируете вернуться с этим результатом на родину;

— следует четко понимать, что «бьют не по дану, а по роже». В РФ во времена СССР сложилась спортивная система разрядов, КМС и МС. Она построена на совершенно других принципах и почти во всём системе данов противоречит. Не смешивайте их в своем сознании.
Пр духу система данов гораздо ближе к продвигаемым сейчас в России ценностям ЗОЖ и всестороннего духовного развития личности.

— корни системы данов в свитках передачи корю (старые школы). Современные кю и даны можно условно разделить на пять групп:
— кю (дети);
— 1-3 дан (младшие ученики);
— 4-5 дан (старшие ученики);
— 6-7 дан (инструктора и тренера);
— 8 дан (учителя и руководство).

Разумеется, это условное деление, но из него вытекает японская система политических данов (вспоминаем долгий путь от швейцара до генерального директора в японских компаниях). Если у кого-то из «старших товарищей» есть способности к организационной деятельности и общему руководству и, что важно, его кандидатуру поддерживает руководство федерации, то сдавать экзамены этому человеку будет существенно проще. Нравится вам это или нет — но так работает система.

Усреднённые значения за долгие годы по экзаменам в ЕКФ на дан:

В Японии это обычно школьники:
——
1 дан — 90% сдавших
2 дан — 75-80% сдавших
3 дан — 55-65% сдавших

В Японии это чаще всего студенты:
——
4 дан — 45-50% сдавших
5 дан — 30-40% сдавших

В Японии это взрослые от 30 лет:
——
6 дан — 15% сдавших
7 дан — 10% сдавших

Учителя обычно от 50 лет и старше:
——
8 дан — 0,004% сдавших (ВЯФК)
——

Следует знать, что Японии, где в обычном экзамене до 7 дана включительно, в Токио в один день могут принимать участие около 1000 человек во всех категориях на нескольких экзаменационных площадках существуют также дополнительные правила сдачи экзаменов.
К ним относятся возрастные ограничения. К примеру, при сдаче экзамена на 6 дан в возрастной категории до 35 лет общий % сдавших не должен превышать 15%.

По достижении зрелого возраста снижается уровень требований ко всем данам, кроме 8-го. Также с определенного возраста сокращается срок ожидания на следующий дан.
Это в том числе связано с тем, что в Японии в школах вместо привычной всем нам физической культуры дети в обязательном порядке занимаются Кендо (40%) и Дзюдо (60%). Большинство из них ненавидят эту принудиловку и бросают тренироваться сразу же после окончания школы. Однако после достижения пенсионного возраста, вчерашний каишаин оказывается на обочине жизни и ищет себе применение в социальной сфере. Процент таких кендо-возвращенцев в Японии не очень высок, но достаточно стабилен для появления правил смягчающих ограничения по возрасту, времени ожидания между данами и уровню требований.
Принято считать, что к зрелому возрасту каждый мужчина уже научился эффективно использовать опыт из одних сфер жизни в других. И как японская молодежь учится применять Кендо в жизни, так японские пенсионеры считаются способными использовать в Кендо свой жизненный опыт. Со своей стороны я готов это также подтвердить: при правильном подходе — работает.

Теперь, хорошо разобравшись в системе данов и кю, настало время поговорить непосредственно об экзаменах на дан. И задаться философским вопросом: сдавать на них или нет, и если «да», то — зачем?

Зачем нужно сдавать экзамены?

— основная причина  — это социальная ответственность. «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено волу». В Боевых Искусствах Юпитер — 4 кю, а вожак волов — 5 дан. Те огрехи, которые мы прощаем начинающим, непростительны для старших данов. Если вы не сдаёте экзамены, избегая тем самым этой ответственности перед собой и коллективом своего клуба, то вы лишаете себя огромной части того саморазвития, которое даёт человеку Кендо (вспоминаем: уровень коллективизма в Японии существенно выше не только русского, но даже китайского. Не верите….? Вот вам японо-китайский анекдот: «В поединке между китайцем и японцем победит китаец. В поединке между двумя китайцами и двумя японцами — победят японцы. А в поединке между двумя китайцами и одним японцем — победит японец, так как китайцы не смогут договориться»);

— график сдачи экзаменов на дан — отличный способ организации жизни и тренировок. Поставьте себе задачу сдавать экзамены в срок и составьте тренировочный план: что для этого необходимо сделать? Сколько тренировок в неделю посетить? Как в свободное время заняться ОФП? Какие кендо-упражнения делать дома, не разбив при этом люстру? В итоге каждый сданный экзамен станет просто ещё одним маркером на вашем Пути (до), а не самоцелью;

— четкая социальная иерархия — визитная карточка японского общества. Сложно себе представить японские Боевые Искусства без оной. Ваш уровень в Кендо — это не просто заслуженное и, следовательно, достойное место в этой иерархии, это ещё и тот уровень доверия, на который рассчитывает тренер при организации тренировочного процесса. Напомню ещё раз: сверхценность и хребет японской этической группы — это внутренний социальный консенсус. А красивые индивидуальные снежинки летят жить из Японии в другие страны;

— создание комиссии для приема экзаменов на кю с своем клубе/регионе. Во время своей первой поездки в Японию мы с ребятами шутили, что в любом вагоне японского метро можно собрать комиссию для сдачи экзамена до 1 кю по Кендо включительно. Это горькая шутка, так как у нас в РФ большинство кендо-регионов не могут себе это позволить. Сперва напомним про социальную ответственность: тянуть вверх своих кохаев — это основная работа каждого сэмпая. А обеспечить им возможность расти и сдавать экзамены — это ваша обязанность: ибо сэмпай в процессе тренировки все решает, но он и за всё отвечает;

— популяризация Кендо. Представьте, что вы задумались начать заниматься кендо и ищите секцию в своем городе. В разделе контакты написано: тренировки продит Сидоров И.А. — 3 дан. Звучит неплохо. А если у вас нет дана, то и первый кю тоже хорошо. Но если нет кю вообще …. то для непосвящённых будет сложнее принять положительное решение в пользу начала занятий. На практике это означает стагнацию в вашем регионе;

— чтобы выступать в своей категории на соревнованиях. Здесь хочется рассказать историю про одного сильного кэндока из города возле полярного круга. Он занимается Кендо около 8 лет и, насколько я знаю, не имеет даже 4 кю. Несколько раз я видел его в 1/8 и 1/4 финала дан-кап на крупных соревнованиях. Кю-кап он выигрывал много раз. Но чтобы попасть в дан-кап, ему каждый раз приходится просить разрешение организаторов. И, положа руку на сердце, будем честны: с формальной точки зрения — это нарушение протокола организаторами соревнований;

— в заключение хочется коснуться классической причины сдачи на дан:
«Блажен, кто с молоду был молод. Блажен, кто вовремя созрел».

Если мы рассматриваем Кендо как ортодоксальный Путь в Боевых Искусствах длинною в жизнь, а не просто временное увлечение, то те юниоры, которые хотели завоевать все алюминиевые медали этого Мира в свои 15 лет (ненавидя при этом тренировки по Кендо-но-ката) и почувствовали себя созревшими и полными кендо-сил для зрелого Кендо в свои 25-35 лет, а потом ощутили наплыв хронических травм и ослабеваюшее тело в 40-45 лет и приняли то, что не вытягивают поединки со вчерашними юниорами нового поколения на абсолютных скоростях, но при этом нашли в себе силы остаться на Пути, то торная дорога в этот момент жизни для них осталась только одна: классическое Кендо.

Согласно многолетней статистике, все регулярно посещают тренировки по Кендо-но-ката и Бокуто-ни-вадза перед экзаменом. Но сразу же после него 90% исчезают на неопределенное время. Лишь 10% участников с первых дней находят для себя что-то важное в тренировках с бокуто. Но те немногие, кто продолжит тренироваться (за пределами Японии) после 45 лет постепенно созревают психоэмоционально и обретают мудрость не мальчика, но мужа. В этот период развития человека Кендо постепенно расширяет свои границы сознания и становится существенно шире чем просто японское Боевое Искусство. Шире, чем Кендо-но-ката и корю. Общение с друзьями, которые рядом с тобой на тренировках много лет, социальные связи с учениками давно ушедшими из Кендо, но все ещё готовыми помочь в случае необходимости, работа с молодежью — нашей надеждой на будущее, социальная и политическая работа в регионе и за его пределами —  все это создаёт ситуацию, в которой вы просто не можете оставаться 1 или 2 даном.

Чтобы удерживать на своей кендо-орбите много планет, астероидов и залетных комет, необходимо обладать большой массой и эта масса и есть ваш дан. Хотите идти классическим Путем — будьте готовы отдать ему важную часть своей жизни.

В заключение добавлю одно: зачем НЕ нужно сдать экзамены на дан.
Если вы просто хотите, чтобы на вашей визитке случайные люди читали надпись о том, что у вас черный пояс по какому-то малоизвестному «до».

Виктор Галушко,

Тренер Сборной Москвы, Сборной МГТУ им.Баймана,
5й дан кендо, 5й дан иайдо