Заметки по иайдо

Заметки по иайдо. Энди Ватсон
Заметки по окончании Чемпионата Польши по иайдо и дзёдо 2015 (с сокращениями)

За время чемпионата по иайдо я записал для себя некоторые общие для многих участников ошибки. После соревнований мы быстро их разобрали, но я понимаю, что давать информацию в таком формате (быстро рассказать и быстро показать) редко приносит пользу, так как эта информация минимально сохраняется в памяти. Поэтому здесь я перечислил их в письменном виде.

Простое.

1. Положение кэйто (кэйто сисэй)

Проверьте, чтобы положение меча было под 45 градусов, а также убедитесь, что рука находится в правильном месте. В общем случае какая-то часть левой руки должна находиться в контакте с поясом, но многие вместо этого держат ее на верхней части ноги [т.е. слишком низко].

2. Поклон в сторону сёмэн (сёмэн-ни рэй)

Этот поклон должен быть всего лишь на 30 градусов, но у многих верхняя половина тела опускается ниже 45. Заодно убедитесь, что взгляд естественным образом опускается вместе с поклоном и вы не смотрите вверх и вперед.

3. Маэ

Когда вы сидите в сэйдза, убедитесь, что между руками [локтями] и телом нет просвета. Не нужно сильно прижимать к себе локти, но видимого насквозь промежутка быть не должно.

Когда вы выполняете саябики во время нукицукэ, убедитесь, что ножны не только расположены горизонтально, но и развернуты вдоль своей продольной оси так, что «лезвие» [т.е. сторона ножен со стороны лезвия] направлено назад. Многие оставляют ножны в исходном положении, т.е. «лезвием» вверх.

Разумеется, отибури должно заканчиваться под углом максимально близким к 45 градусам, но кроме того необходимо, чтобы меч не поднимался в процессе смены ног (фумикаэ). Это очень распространенная проблема, которая подчеркивает и увеличивает изначально небольшую ошибку.

Независимо от того, к какой корю вы относитесь, ното в сэйтэй должно начинаться в центре тела (т.е. клинок и коигути встречаются в центре) и от цубамото (ближайшей к цубе части клинка). Многие уводят меч влево к ножнам.

4. Усиро

Убедитесь, что перед саябанарэ меч [рукоять] находится хотя бы близко к центру тела. Многие извлекают его слишком далеко по диагонали вправо, в результате чего будут промахиваться мимо противника.

5. Укэнагаси

Меч должен закрывать голову своей сильной [защитной (бо)] частью, т.е. ближайшей к цубе третью клинка.

В момент, когда вы занимаете положение парирования, пальцы правой ноги должны быть приставлены к середине левой ступни (в форме буквы «и» в катакане). Многие в этот момент находятся в положении парирования из дзикидэновской Укэнагаси.

[О.-сэнсэй учит подниматься в процессе извлечения клинка, а не стоять коленом на полу до последнего момента. Однако в момент выхода меча из ножен и парирования ноги должны встать правильно.]

В положении парирования корпус должен быть развернут фронтально к сёмэн.

По окончании удара киссаки не должен останавливаться справа от центральной линии тела и слишком низко.

6. Кэсагири

Во время исполнения тибури левая рука должна полноценно взяться за коигути, и это должно произойти до того, как закончится движение меча. Многие просто надавливают на коигути сверху ладонью и делают это слишком поздно.

7. Санпогири

Последний удар должен контрастировать с первыми двумя. Они выполняются в достаточно статичном и устойчивом положении, а третий удар должен быть динамичным, и подготовка к нему должна обеспечивать эту динамику.

8. Ганмэнъатэ

Сделайте удар рукоятью в лицом решительно, используя левую руку.

Очень важно четко и ясно показать смену линии во время разворота назад для укола и, особенно, во время разворота для последнего удара.

9. Соэтэдзуки

Вместо того, чтобы слишком рано разворачивать ногу на последнем шаге (эта ошибка раньше была очень распространена), многие стали ставить ее вперед-вправо, из-за чего они оказываются слишком далеко от противника.

Удар должен ясно начинаться от плеча, а не от живота. Многие слишком рано опускают правую руку, из-за чего удар становится простым щелчком по животу.

До сих пор у слишком многих пальцы видны под клинком.

10. Сихогири

Если нет вакигамаэ, все неправильно! Если нет ясно видимой вакигамаэ, считаем, что ее не было вообще.

Важно четко показывать каждый удар, а не сливать их один с другим, особенно в плане мэцукэ. Сначала смотрите, потом рубите.

11. Согири

«Замах через укэнагаси» должен как следует защищать голову сильной частью клинка. Многие просто поднимают правую руку на центральную линию.

Подготовка к горизонтальному удару должна быть полноценной.

Не сливайте конец 4-го удара с началом 5-го. Это значит, что не надо размахивать мечом слева направо и поднимать его вверх без четкого удара и четкого замаха.

12. Заключительный торэй

Не загибайте указательный палец на цубе. Палец должен лежать на ребре цубы, а не загибаться крючком вокруг нее.

Левая рука должна скользить от середины ножен, а многие начинают с верха.

13. Общие пункты для соревнований

Если вы вылетели с соревнований, не надо уходить, переодеваться и идти отсыпаться. Сейчас появляется отличная возможность узнать, почему вы проиграли и что можно было бы улучшить. И узнать это можно из лучшего источника – от группы одного с вами уровня.

 

 

Перевод Андрея Арефьева

Оригинал статьи.