Качественное кихон кейко, часть 1

Ивататэ Сабуро

Субури, учикоми, кирикаэси. Говорят, что кратчайший путь развития это настойчивое и регулярное повторение кихон кейко, но неверный способ делать это приведёт к проблемам. Кихон кейко становится базой только когда когда приводит к применимой технике. Давайте поучимся у практика кендо высшего уровня как практиковать качественное кихон кейко.

Важно внимательно слушать инструкции. Чтобы обогатить каждое кейко важно прояснять все вопросы, постоянно размышлять и учиться.

Ивататэ Сабуро, 8-й дан Ханси

Родился в городе Нарита, префектура Тиба в 1939 году. Окончив высшую школу поступил в полицию префектуры Тиба, где учился у Итога Кэничи, Мабучи Кокичи и других инструкторов. Ушёл на пенсию после службы инструктором. В настоящее время обучает кендо людей всех возрастов в додзё Сёфукан в Мацудо, префектура Тиба. Он является президентом Всеяпонского Kenyukai, вице-президентом Всеяпонской Федерации Додзё и инструктором кендо клуба университета Гакуэн.

Максимум усилий на экзамене на дан

Во время экзамена на дан ваше кейко оценивает жюри. Даже если вы считаете что своё Кендо неплохим, если его не оценит жюри — вы не пройдёте экзамен. Следовательно, важно иметь хорошего инструктора, который регулярно оценивая ваше кейко сможет указать на все недочёты. Иметь учителя крайне важно.

Во время последнего экзамена на 8-й дан проходившего в Ниппон Будокан, претендентов прошли первый круг и 5 прошли второй. Будучи членом комиссии я наблюдал тачиаи в течении двух дней, но не так много техник были выполнены с максимальной мощью.

Как и раньше, я рекомендую вам проверить следующие пункты при подготовке к экзамену:

  1. Положение во время поклона стоя, положение и этикет при взаимном поклоне.
  2. Садясь сонкё не торопитесь но и не опаздывайте, действуйте в согласии с оппонентом, поместите силу в колени и нижнюю часть живота.
  3. Поднимаясь направьте правую стопу в сторону центральной линии оппонента с намерением захватить центр.
  4. Кенсаки должен давить на центр оппонента и никогда не отклоняться вправо.
    Поднимаясь вы должны оказаться в позиции захвата инициативы.
  5. В этот момент поместите силу в нижнюю часть живота, сохраняйте расслабленность верхней половины тела и рук.
  6. Самое важное — быть в состоянии когда вы можете нанести удар в любой момент. Вы должны знать свой собственный маай.
  7. Демонстрируйте способности и техники в которых вы особенно хороши.
  8. Оцениваются только самоотверженные удары.
  9. Чтобы быть оцененными техники должны точно соответствовать возможностям (прим.пер.: полагаю речь о возможностях для выполнения техники открывающихся в ходе поединка).
  10. Высоко ценятся техники в которых атакующий имеет достаточный маай, выманивает оппонента и контратакует в момент инициации атаки.
  11. Когда вы нанесли удар не позвольте оппоненту ударить вас. Вы должны быть способны сдерживать его, однако уклоняться недопустимо.
  12. Бывает важным в какой то момент экзамена оказаться лицом к комиссии.
  13. Старайтесь не поворачиваться к судьям спиной, представьте что вы направляете и наносите удар жюри.
  14. Не теряйте стойку, даже если первый удар нанесли вам.

Эти моменты могут показаться очевидными, но важно следить за ними с самого начала вашего ежедневного кейко, начиная с субури и учикоми.

Говорят, что настоящий бой должен ощущаться как кейко, а кейко нужно воспринимать как настоящий бой. Первая часть фразы кажется кажется непростой, но выполнение второй части должно сделать это реальным. Делать кейко не позволяя сознанию расслабится от начала и до конца тяжело, это сильно нагружает левую ногу и всё тело. Однако, чтобы сохранять фокус в ходе экзамена вы должны делать кейко с чувством глубокого погружения.

Провал экзамена на 8-й дан
Год размышлений о кихон

У меня был кендо-друг Саито Теруо (ныне покойный), она был моим одноклассником в высшей школе Нарита и вместе со мной поступил в полицию префектура Тиба. Ещё будучи в школе он участвовал в отборе на Всеяпонском Школьном Чемпионате на позиции Сэнпо, выиграл все свои бои и был признан самым ценным бойцом. После поступления в полицию он немедленно был рекрутирован отделом массовых беспорядков (прим.пер.: примерный аналог российского ОМОН) и играл лидирующую роль как инструктор кендо Токурен. Он занимал второе место в индивидуальных соревнованиях на Чемпионате Полиции региона Канто. Также он сдал экзамен на 8-й дан за год до меня.

В то время экзамен на 8-й дан проводился раз в год, так что в течении года после провалила я старался имитировать его кейко. Примерно за два года до экзамена на 8-й дан он постоянно практиковал удары мэн на утренних тренировках в Токурэн.

Я, в свою очередь, тоже посещал утренние тренировки, но делал в основном мотодачи кейко, наблюдая его удары мэн со стороны. Разницу в результатах наших подходов ясно продемонстрировал экзамен. Провалившись на экзамене, я последовал его примеру и постоянно практиковал удары мэн. Благодаря ему через год я сдал на 8-дан.

Не пренебрегайте физическими тренировками
В здоровом теле здоровый дух

Большинству людей сложно выкраивать время для тренировок между работой и семьей. Им необходимо кейко которое обогатит и тело и сознание.

Я знаю что многие продолжают практиковать кендо просто для здоровья или чтобы развеяться, но если вы делаете кейко — всегда есть возможность для роста.

Чтобы получать максимум от каждого кейко, первое что необходимо — позаботиться о здоровье и правильно выстраивать тело. Правильно выстраивая тело вы создаете основание для обучения. Если выстроено основание, уровень освоения навыков будет расти и их развитие будет ощутимым, мотивация к кейко также усилится.

Для большинства людей невозможно тренироваться в додзё ежедневно. Однако, даже если вы можете быть в додзё только три раза в неделю, вы можете дополнить тренировки бегом или субури в остальные четыре дня.

Я поддерживал своё тело с помощью бега. Такано Сасабуро, отец современного кендо говорил: “Бегайте по четыре километра и делайте махи палкой. Пока вы это делаете вы не потеряете свою силу в кендо”. Эти слова были сказаны в период послевоенного запрета кендо, когда он не мог практиковать кендо до момента его возрождения.

Кендо может практиковаться на протяжении всей жизни, но если это только практика ударов в нем будет не хватать глубины. Кроме физической практики, важно заводить друзей. Я считаю, что эффект совместной практики позволяет друзьям помогать расти друг другу.

Бинарность оценки техники
Подготовка левой ноги и текучесть

Вадза можно грубо разделить на сикакэ-вадза и одзи-вадза. Когда мы делаем кихон кейко, мы часто фокусируемся на сикакэ-вадза. В Сёфукан у нас есть специальный день кейко, когда мы фокусируемся на основах и изучаем в основном удар мэн.

Техники кендо это либо 100% (валидный удар), или 0% (невалдный удар). В сиай, если вы не можете выполнить технику на 100%, вы не сможете победить оппонента, и на экзамене, тот факт что вы способны выполнить валидный удар за ограниченное время является важным критерием успешной сдачи. Важно всегда спрашивать себя в кейко, была бы ваша техника засчитана как иппон.

Хорошо известно, что левая рука, левое бедро и левая стопа важны в кендо. Есть много наставлений касающихся левой стопы, например “Не опускайте левую пятку на пол без необходимости” или “Умеренно разгибайте коленный сустав левой ноги”. Но даже понимая важность левой стопы практиковать кендо соответствующим образом сложно. Когда я смотрю на кейко других я обращаю внимание на левую ногу. Если у человека чёткие удары то его левая нога в правильном положении. Важно сохранять это положение всё время, но это действительно очень сложно.

Камаэ в кендо не следует рассматривать как статичное положение, оно должно соответствовать необходимым изменениям в процессе подготовки движений относительно оппонента. Расстояние между правой и левой стопой должно быть в один кулак, но это может быть слегка скорректировано в соответствии с параметрами бойца, физической силой и навыками.

В ударе мэн важны прямой замах и удар по прямой линии, но если вложить слишком много силы в верхнюю половину тела, вы начнёте бить со стороны по диагонали с неправильным углом клинка. Такие удары не высоко оцениваются, даже если достигают цели и должны быть исправлены.

Есть тенденция выполняя удар мэн наклоняться вперёд, но это вряд ли приведёт к иппону, а удар с дальней дистанции часто означает, что оппонент не находится под давлением и ему легко выполнить одзи-вадза. Вы должны знать маай с которого способны выполнить удар не сломав осанку.

Бейте сверху
Входите и выманивайте

Когда вы делаете кейко на отработку техники, важно практиковать как можно ближе к реальному бою. Мотодачи должен сознательно входить в состояние айки (синхронизированного духа) и позволять оппоненту мастерски выполнить удар.
Если на экзамене вы сумеете выполнить дэбана-мэн это будет оценено очень высоко. Выполните сэмэ, как бы подавляя оппонента сверху и нанесите компактный и чёткий удар, используя мизинец и безымянный пальцы левой руки, опередив начало движения оппонента. Если вы перестараетесь, то удар поведёт правая рука и вы не сможете его правильно контролировать. Если вы можете бить мизинцем и безымянным пальцами левой руки, вы сможете контролировать синай мягко и наносить удар с короткой дистанции.

С другой стороны, при сикакэ-вадза, оппонент не двигается так же далеко как при дэбана-вадза. Если маай удара нарушен вы можете ударить в пустоту. В вашем обычном кейко важно запоминать на какое расстояние вы должны смещаться для удара без искривлений.

Иссоку-итто-но-маай (маай один шаг — один меч) означает расстояние с которого вы можете достать до цели сделав один шаг, но если ваш оппонент разорвёт дистанцию, то сразу станет недосягаемым. Вы поймёте, что дистанция с которой вы можете атаковать не нарушив стойку должна быть ближе, чем может показаться.

Во время экзамена мы часто торопимся нанести удар и начинаем с маай откуда не можем достать. Когда вы в маай с которого можете достать противника — он может достать вас. В идеале, вы должны захватить центр на толщину синая и нанести удар в момент когда противник проявит намерение двигаться, но если вы не выполните удар подсознательно, то опоздаете.

Оценка на экзамене на дан зависит от того, выманили вы противника на выполнение техники или просто ударили в момент сближения. Само собой разумеется, важно выманивать противника на выполнение техники, но очень сложно сделать это в тачиай между бойцами равного уровня.

Фраза “подавите противника сверху и нанесите удар” может показаться неподходящей для удара до, но как и в других техниках, важно подавлять и выманивать оппонента и в ударах до тоже. Простое ожидание действий оппонента для выполнения техник каэси или нуки независимо от эффективности результата не принесёт вам признания. Если вы сможете выполнить сэме с чувством подавления оппонента сверху, и нансёте удар когда он несознательно двинется — это будет прекрасный иппон.

Практикуя одзи-вадза, я всегда уделяю внимание процессу удара. Естественно, роль мотодачи тут крайне важна.

Роль кендо ката
Принципы синай-кендо

Я много лет участвую в комиссии по кендо ката на национальных экзаменах. Сдавая ката вы будете впервые работать с вашим оппонентом, поэтому вам может быть сложно синхронизировать дыхание и тайминг. Но даже так я вижу что многих практикующих есть проблемы с кендо ката. Возможно проблема в системе пересдачи кендо ката, но я полагаю что это из-за недостаточного времени потраченного на практику.

Экзамен по ката проводится обычно в пяти группах. Больно смотреть на тех кто не может выполнить ката. Из-за неуверенности они смотрят по сторонам и из-за этого их голова двигается, что хорошо видно комиссии. Кроме того, в их движениях есть задержка. Они начинают двигаться после человека напротив и это их выделяет. Разумеется, жюри обращает на них внимание, и поскольку в целом они делают плохо, то проваливают экзамен.

В Сёфукан один день в неделю мы посвящаем практике кендо ката. В ката есть много полезных моментов, но особенно важно изучать принципы выполнения техник. У бокуто есть синоги. Выполняя техники суриагэ вы должны использовать синоги.

В материалах Всеяпонской Федерации Кендо, в статье “Установки для обучения кендо” в главе “Настоящий смысл синая” говорится: “Для правильной передачи и развития кендо вы должны стремиться учить использованию синая на основе принципов меча”.

Без практики кендо ката вы не сможете понять как использовать синай на основе принципов меча. Чтобы достичь этого следует уделять практике ката достаточно времени. А для мотивации к практике ката важно изучать принципы меча у хорошего инструктора. Это расширит ваш горизонт и углубит понимание кендо.

Перевод на английский: Джок ван дер Вуд
Перевод на русский: Антон Федотов