Камаэ. Продолжение.

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 5.1
Перевод с английского: Антон Федотов

В своей прошлой статье я рассказывал о важности камаэ и ударов с син-ки-рёку-ичи (единством сознания, духа и техники). В этой статье я исследую камаэ более детально, в понятиях мецкей (взгляда), кейкегоэ (крика), кенсен (кончика меча) и шикай (четырёх слабостей ума).

Мецкей

Не подлежит сомнению, что глаза важны в кендо. Именно глаза получают информацию, которая позволяет вам атаковать с единством сознания, духа и техники. То есть, взгляд это тот сенсорный механизм, который используется в кендо самым непосредственным образом. Когда вы сражаетесь в противником, вы учитесь “видеть” всем телом, что позволяет замечать и немедленно использовать возможности для атаки. Когда оба противника ищут возможности для атаки, эффективность “видения” становится определяющим фактором в исходе поединка. Существуют различные подходы в описании использования взгляда или мецкей.

Взгляд “Кен-Кан”

Миямото Мусаси писал в своей “Книге Пяти Колец” (трактате по фехтованию XVII века), что есть два типа взгляда (“кан-кен-но-мецкей”). И “кан” и “кен” оба означают “смотреть, наблюдать”, но “кан” это взгляд, который направлен на сердце и намерение оппонента. “Кен” — взгляд использующий глаза чтобы наблюдать за физическими действиями противника. Во взаимном наблюдении вы должны полагаться больше на ваш взгляд “кан”, который позволяет проникнуть в дух противника, что невозможно для “телесного” взгляда “кен”. Мусаси писал как мечник может освоить это пристальный взгляд:

  • никогда не фокусируетесь на одной точке тела противника
  • смотрите на всё его тело сразу, от макушки до стоп, как будто смотрите на далёкую гору
  • наблюдайте близкого противника так, будто он далеко, и далёкого противника так, будто он близко
  • даже если меч противника оказывается на линии вашего взгляда — не беспокойтесь об этом
  • не перемещайте взгляд вправо и влево, но удостоверьтесь, что видите и правую и левую стороны противника

В Хейо-каден-сё, Ягю Муненори пишет о “кан” так…*

“Это восприятие сознанием. Это видение с закрытыми глазами, внутренним взглядом. В кан нет активности. Действия будут зависеть от движений противника… Кан это не действие и не обман. Оно создаёт основу для намерения, сознание даёт фундаментально восприятие вещей. Сознание не должно останавливаться на чём-то, если оно останавливается — это не кан.”

По поводу кен: “кен — это наблюдение за тем что есть. Объект воспринимается глазами и передаётся уму через сознание…”

* от переводчика на русский: здесь автор даёт небольшие фрагменты из Хейо-каден-сё. Я хотел привести их в прямом переводе со старо-японского, однако, судя по всему, они составлены из нескольких фраз взятых из разных частей книги и тройной перевод значительно исказил их смысл. Интересующимся этим вопросом я настоятельно рекомендую обращаться напрямую к прекрасному переводу Хейо-каден-сё Горбылёва А.М. см.: “Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой”, выпуск 5.

Взгляд и сознание

“Глаза говорят больше чем уста”, “Глаза — зеркало души”. Как подсказывают нам эти поговорки, когда мы в повседневной жизни общаемся с кем-то, мы фиксируем взгляд на его лице, в особенности на глазах, и понимаем, таким образом, настроение и намерения собеседника. Ваш партнёр по разговору делает то же самое. Так же, в школе Инмей-рю, классической школе будзюцу, есть высказывание: “Сердце отражается в лице, вот где нужно фиксировать пристальный взгляд”. Таким образом, в отношения глаз и сознания, главенствует сознание, его состояние в точности отражается в глазах. Из этого следует, что наблюдая за глазами противника, то есть распознавая его намерение, вы можете получить над ним преимущество. В зависимости от того, где зафиксирован ваш взгляд, вы можете распознавать намерение или замечать движения противника. Традиционные учения объясняющие эти взаимоотношения могут быть изложены следующим образом:

  • наблюдение за лицом или глазами: обнаружение движения в сознании и ки противника
  • наблюдение за кончиком меча и запястьями: обнаружение начала техники
  • наблюдение за плечами: обнаружение ритма дыхания

В дополнение к учению о “двух взглядах”, классическая школа кендзюцу Итто-рю учит, что сохраняя наблюдение над всем телом противника, акцентировать внимание нужно на трёх определённых моментах.

  • наблюдение за кончиком меча и запястьями: ки, приходя в движение по воле сознания, проявляется в физической форме в первую очередь в кончике меча и запястьях
  • наблюдение за формой и бесформенным: в процессе наблюдения за внешними изменениями в противнике, внимательно следите за бесформенным, то есть за изменениями психологического состояния
  • наблюдения за противником и за собой: в процессе поиска слабостей противника анализируйте свои собственные сильные и слабые места

Кроме того, эта рюха предостерегает от того, чтобы оказываться связанным чём-то наблюдаемом визуально, поскольку это приведёт к поражению. Необходимо активно выяснять намерения противника. В классической школе будзюцу Ягю Синкаге-рю есть техника, (обиносашигане) согласно которой вы намеренно избегаете контакта взгляда с противником с целью скрыть ваши собственные намерения.

Кейкегоэ (крик) и Энергия Сознания-Тела

В повседневной жизни, когда нам нужно напрячься для какой-то физической активности, мы часто делаем сильный выдох или кричим. Это даёт эффект объединения наших физических и ментальных сил. То же можно сказать и о кендо. С помощью крика (кейкегоэ) мы можем сфокусировать нашу ментальную энергию (ки) и волю. Это также поддерживает нашу решимость и добавляет “жизненности” мечу в момент удара.

Крик и наполненный дух тесно связаны. Когда сознание, дух и техника объединяются, крик возникает сам собой. Иными словами, кейкегоэ это проявление ки, и в свою очередь, крик объединяет сознание, дух и технику. Если ваша крик слаб, ваша ки будет слабой и рассеянной. Когда ваш крик громкий, чёткий и мощный, ваш дух проявляется в той же манере. Если ваш крик пуст и случаен, дух будет немощен и мёртв. Кейкегоэ также помогает для регуляции вашего состояния, в том смысле что крик это важный элемент контроля над энергичностью тренировки. Однако, просто так кричать громко и долго бессмысленно. Возможно даже, что это затормозит ваш прогресс. Важно чтобы ваш крик был решителен и наполнен духом.

Кричать или не кричать

В старые времена говорили, что прогресс идёт от вокализации (юсэй) к её отсутствию (мусэй). Об этом говорят поучения: “Высший секрет — мусэй” и “Мусэй громче самого оглушительного крика”. Сато Юкичи записал свои наблюдения по этому вопросу в книге “Ейен нару кендо” (“Вечное кендо”) так:

“… Традиционно считается, что громкий крик в момент удара необходим, но по мере того, как ваш навык растёт и вы всё глубже понимаете философские аспекты пути кендо, кричать в момент атаки становится труднее. Вы обнаруживаете, что каждая атака требует максимальной фокусировки, а громкая вокализация даёт противоположный эффект и расходует вашу ки и вашу энергию. Осознав это, вы начинаете кричать осмысленно и обнаруживаете важность чувствования каждого вашего вдоха. Достигнув этого уровня понимания, вы не только становитесь тише, что естественно, но и учитесь сражаться “из живота”.

Дыхание и современная вокализация в кендо

В кендо, нанося удар по определённой цели (мэн, котэ, до или цки), вы делаете соответствующий выкрик. В Оно-ха Итто-рю используются пять криков: “ee, yaa, haa, eh, toh”. В древних текстах часто упоминаются семь: “eh, yaa, toh, sha, hoo, o, sore”. Несмотря на то, что первоначальный смысл семи криков сейчас не совсем ясен, в Оно-ха Итто-рю описываются следующие смыслы:

“Iyaa (ee, ya, haa)” — Означает намерение атаковать с полным духом и опрокинуть волю противника (вокализация сэме).
“Eh” — Означает движение с абсолютной решимостью и произносится в момент удара (вокализация атаки).
“Toh” — Используется чтобы встретить и подавить атаку противника (вокализация контратаки).

В кендо ката используется два крика “yaa” (учитачи) и “toh” (ситачи). Такано Сасабуро говорил, что “я” используемый в кендо ката учитачи, представляет собой три крика “ee, yaa, haa” соединённые в одном, с целью собрать воедино дух человека готовящего атаку и завершить ударом с “eh”. Вокализация ситачи также состоит из трёх криков “ee, yaa, haa”, соединённых чтобы собрать дух в подготовке атаки и завершить чётким “toh” в момент финального удара. В любом случае, крик должен быть звучным, громким, коротким и резким, не достаточно просто широко раскрыть рот и выдохнуть весь воздух. В Дзтген-рю Хейхо Киригами говорят: “В момент атаки важно кричать, но не выдыхайте весь воздух. Оставьте половину дыхания внутри нанося удар”.

Куда направлять кенсен

В современном кендо против дзёдан и гедан используется чудан-но-камаэ. Однако, чудан традиционно назывался сейган, и существует несколько кандзи, которые читаются как “сейган”. Вот они:

Каждый из этих терминов, хоть и произносятся они одинаково, имеет разные значения, в зависимости от точки, куда направляется кенсен в этом камаэ. Эти различия основаны на методах различных рюха и их философских основах. Термин “сейган” был заменён на “чудан” когда кендо вводилось в школьную программу в начале 1900 годов,  но, место в которое направляется кенсен в чудан по прежнему основан на традиционных идеях сейган:

  1. Кенсен направлен в горло противника
  2. Два глаза ассоциируются с солнцем и луной, кенсен направлен в точку между ними
  3. Кенсен направлен на левый глаз противника
  4. Лоб ассоциируется со свёздами и кенсен направлен в эту высшую точку лица
  5. Кенсен направлен в пупок (центр) противника

Стойка может быть названа чудан, если кенсен направлен в любую точку внутри треугольника показанного на схеме. Если кенсен направлен выше точки №4, обычно стойка определяется как дзёдан, и если ниже чем №5 то гедан. Если кенсен выходит за линию тела, в вашем камаэ появляется брешь. Позиция кенсена постоянно меняется в процессе того как оба противника соперничают в попытке открыть уязвимости оппонента, но кенсен не должен покидать внешнюю границу тела.

Четыре уязвимости ума (неожиданность, испуг, сомнение и растерянность)

“Неожиданность” это когда вас сбивает с толку непредвиденное событие, в результате чего ваши ментальные и физические функции нарушаются. Ваша способность разумно действовать снижается, а движения сбиваются. В предельном случае вы можете прийти в состояние шока. “Испуг” это когда случается что-то заставляющее вас испытать страх, который приводит к заторможенности психологических функций, снижая также физические способности. “Соменение” это когда стоя перед противником вы испытываете опасения и неуверенность в том что вам делать: состояние нерешительности. Вы должны отбросить мысли о собственной безопасности и решительно наступать, так, словно ваша жизнь легка как лепесток сакуры на ветру. “Растерянность” это когда ваше психологическое состояние хаотично. Вы не можете быстро принимать решения и двигаться.

Пребывая в одном из этих состояний вы не можете доминировать над противником: фактически вы находитесь в “разобранном” состоянии. Кендо требует, чтобы в ударе или уколе семе-ай (аспект “меча”), вы преодолевали этот психологический барьер и сохраняли стабильное и естественное состояние сознания — способ существования (аспект “жизни”). Крайне важно понимать, что ментальные слабости человека отражаются в его физическом камаэ и прекрасно видны вашему противнику. В следующей статье я проанализирую механизмы семе.