Мумё во киру: отсечение неведения

Алекс Беннет, на основе книги “Кенши но мейгон” (1998) Тобэ Шиндзюро
Перевод на русский: Антон Федотов

Кавасаки Гиноске (точные годы жизни неизвестны) жил в начале эпохи Токугава (1603-1868) и основал Тогун-рю, больше о нём почти ничего не известно доподлинно.

Когда боец думает о том, как следует держать меч, он становится поглощён лишь формой и не способен увидеть происходящее перед ним, в результате, он реагирует неправильно. Он смотрит, но не видит. Это “мумё” или неведение.

Знаменитые войны из 47 ронинов, такие как Оиши Кураноске, были учениками Тогун-рю. Эта школа фехтования была основана Кавасаки Гиноске. Мало что известно о нём, кроме того, что он страстно изучал фехтование с самого детства. Возможно он происходил из провинции Эчизен, но проверить это невозможно. Говорят, что он молился божеству горы Хакуунзан и был посвящён в тайны фехтования, которые систематизировал и назвал “Тогун-рю”. Возможно, он учился у мастера по имени Тогумбо, и потому писал название своей школы используя те же кандзи. Истина скрыта за множеством загадок. Некоторые считают, что это был священник Тогун Содзё с горы Тендай. Или же он учился у священника Хиэйзан известного как Мёги Хоши, который на самом деле мог быть легендарным горным тэнгу (волшебным существом) называемым Мёгибо. Увы, всё что мы знаем об этом человеке – лишь слухи.

Он не стремился распространять свои знания среди людей вне своей семьи. Его внук, Кавасаки Дзиро Тайфу сделал себе имя демонстрируя столь же непревзойдённое искусство рубки мечём. Он отправился в путешествие муша-шугё по различным провинциям в поисках достойных противников для дуэли. После его победы над мастером в Кумагйа, ученики покойного решили отомстить. Дзиро Тайфу бежал через небольшую деревню с толпой жаждущих мести преследователей за спиной. Ему пришлось прокладывать путь к свободе мечом, и он почти добился успеха, но был ранен и превосходящим числом противникам удалось его оглушить. Дзиро Тайфу предстал перед судом в Эдо, но был оправдан, и более того, отмечен за особое мастерство меча.

Впоследствии он служил учителем фехтования в различных владениях, дожил до глубокой старости продолжая совершенствовать свою технику и воспитал множество влиятельных учеников. Фактически, от Тогун-рю ведут родословную 24 школы, и ещё 60 от них, которые изучались более чем в 20 феодальных владениях по всей стране.

Философская база школы содержится в учении “мумё во киру”. Мумё – буддистский термин означающий неведение или омрачение. Это “Авидья”, или “непонимание природы реальности, точнее непонимание или неверное восприятие собственной природы и природы вещей”. То есть “отсечение” неведения означает избавление от незнания. Тьма делает мечника слепым. “Фехтовальщик во тьме не видит траекторию меча противника и не чувствует дистанцию. Он пугается блеска стали, зажмуривает глаза, его дыхание замирает, он вздрагивает от крика врага. Подверженный панике, он попытается бестолково атаковать, и часто ранит сам себя.”

По своей природе человек слаб и может быть сбит с толку, что с лёгкостью может привести вас к гибели. Как фехтование может преодолеть это? Мудрость Тогун-рю гласит: примите низкую стойку, выпрямите спину, сделайте три шага к противнику, и на третьем шаге забудьте о противнике, забудьте о себе, и атакуйте в состоянии мусин или не-сознания. Когда вы наступаете на врага, ваш меч становится короче. Клинок в 3 сяку (91 см) становиться клинком в 1 сяку (30 см), затем в 5 сун (15 см)… Если вы сможете сделать это, вы сумеете освоить “технику частицы” или “мидзин-но-курай”.

Даже при том, что клинки в 9 сун (24 см) или 5 сун (15 см) считаются очень короткими, их всё же нельзя спрятать. Если же меч мал, словно мельчайшая частица, он может быть скрыт в любой части тела, так, словно ваше тело и есть меч. Сделать свой меч словно бы частицей тела это часть пути к достижению окончательного состояния “не-меча” или “муто”. Это то, что постигает великий фехтовальщик, а неведение или мумё не позволяет достичь этого уровня совершенства сознания, тела и техники. Тьма должна быть отсечена для того чтобы постичь глубину пустоты, и тайное учение о том, что размер не имеет значения…