Ката №10: Кодачи но Санбон-ме

Десятая ката — самая сложна из всех. В первой ката с кодачи оба противника сходятся в состоянии готовности и ситачи уверенно реагирует на простую атаку. Во второй форме ситачи сразу подавляет меч учитачи и далее управляет его действиями. В третей ката учитачи делает две полноценных атаки, прежде чем понимает, что ситачи превосходит его настолько, что с лёгкостью отражает атаки и не видит необходимости убивать (в этом смысле третья ката с кодачи схожа с третьей ката с тачи). Для правильного выполнения этой ката уровень владения техникой, таймингом и маай как у ситачи, так учитачи, действительно должен быть превосходным.

Здесь вводится новая стойка с кодачи: гэдан-ханми-но-камаэ. Она также называется мукамаэ, то есть стойка-без-стойки. Формально меч при этом опускается вниз и чуть-чуть вправо с небольшим поворотом по часовой стрелке в свободной и расслабленной манере, как бы показывая, что вы полностью открыты и приглашая противника атаковать как ему угодно. Левая рука остаётся на поясе.

УчитачиСитачи
 Выдвигая вперёд правую ногу, принимает гэдан-ханми-но-камаэ
Оба делают два больших шага вперёд с правой ноги
Атакует ударом сёмэн на третьем шаге (раньше чем в других ката) с криком «Яааа!»На третьем шаге поднимает кодачи вверх и перенаправляет удар техникой суриагэ
Уводит отлетающий тачи в положение справа от тела в позицию напоминающую ваки-камаэСитачи перенаправляет и отбрасывает меч учитачи влево вперёд (от себя) техникой суриотоши и сразу же направляет кодачи на горло противника*
Круговым естественным махом переводит имеющий инерцию меч верх влево от тела и с шагом левой ногой вперёд атакует правый до ситачиДелает отшаг вперёд и влево по диагонали и ловит левым синоги удар «до» техникой суринагаши
 Проводит, используя левый синоги, кодачи вдоль меча учитачи к цубамото техникой сурикоми и фиксирует локоть учитачи с криком «Тооо!» Обратите внимание, что кодачи при этом разворачивается на 90 градусов и проходит всю длину тачи от мэноучи до цубамото
С левой, стоящей сзади ноги, делает три коротких шага влево назадСохраняя контроль меча и локтя, активно сопровождает учитачи, делая три шага вперёд со стоящей спереди левой ноги
 Отводит кодачи назад к поясу, и направляет кеэнсэн на горло противника. Это демонстрация дзансин.
Принимает тюданОтпускает учитачи и отходит назад принимая тюдан
Оба возвращаются на центр, делают завершающий ритуал так же как после 7-й ката.

* Момент контроля противника сразу после суриотоши скорее подразумевается, чем требует явной демонстрации. При выполнении ката с правильным таймингом времени на это не остаётся.

На что нужно обратить внимание

В этой ката ситачи с самого начала демонстрирует сильный дух и подавляющее превосходство над учитачи. Принимая «расслабленную» стойку гэдан-ханми-но-камаэ, ситачи как бы говорит: «Я вас не боюсь, вы можете атаковать как угодно, у вас нет шансов».

Видя такую уверенность, учитачи опасается приближаться к ситачи и решается на атаку с очень длинной дистанции, которая кажется ему выгодней. Однако поскольку дистанция слишком велика, ситачи успевает перенаправить удар техникой суриагэ.

Все техники ситачи в этой ката: суриагэ, суриотоси, суринагаси и сурикоми подразумевают непрерывное движение кодачи вдоль меча противника («сури» означает «тереть»). То есть энергия первого удара учитачи поглощается не жёстким блоком, а мягким «сопровождающим» движением вдоль длинного меча от цубамото (точки первого контакта) к кэнсэну.

Затем обратным движением от кэнсэна к цубамото, кодачи как бы стряхивает меч учитачи вниз и в сторону. Энергия и ускорение при этом нарастает плавно по мере продвижения кодачи к цубамото и уменьшения рычага воздействия. Такая техника позволяет вложить в движение достаточно энергии для того чтобы не только отбросить меч от себя но и при должном навыке нарушить равновесие учитачи.

Когда учитачи атакует ударом «до», ситачи снова принимает и подавляет удар мягкой техникой суринагаши, сопровождая меч от цубамото к кэнсэну. Здесь есть очень сложный момент: если просто попытаться поймать атакующий тачи с помощью кодачи, велика вероятность промахнуться или не суметь удержать одной рукой двуручный удар. Есть два решения этой проблемы. Первый вариант, более редкий — ловить атакующий меч заранее, когда он только выходит из-за головы учитачи и ещё не успел набрать скорости. Второй вариант более распространённый — оставить кодачи практически на месте, на высоте живота, а от удара «спастись» в большей степени за счёт ухода влево вперёд с вращением тела вокруг кодачи, при этом кодачи, по сути, остаётся просто для страховки. Рекомендуем освоить оба варианта, но второй ближе к официальный трактовке, на экзамене лучше выполнять его.

Следующий элемент снова заставляет вспомнить дзю-дзюцу. Используя технику сурикоми, и скользя вдоль меча от кэнсэна к цубамото, ситачи прижимает кисти учитачи чуть вниз и от себя, одновременно он берёт учитачи за локоть. В результате, ситачи получает две точки воздействия на руку учитачи (запястья и локоть), что позволяет «вставить» правую руку учитачи в плечевой сустав, тем самым добившись его неустойчивого положения. Как и во второй ката с кодачи, это способ выведения учитачи из равновесия. Но если во второй ката мы «загружаем» учитачи вниз и к себе, то здесь мы наоборот воздействуем на его центр тяжести вверх и от себя через плечевой сустав, используя его правую руку как инструмент воздействия на центр тяжести в тандэн. Конечно, нет необходимости доводить эту технику до конца при обычном выполнении ката, но нужно понимать и чувствовать такую возможность.

Обе связки (суриаге + суриотоши и суринагаши + сурикоми) делаются без пауз, как одно непрерывное движение. При всех техниках, кроме сурикоми, для контакта используется только левый синоги (боковая поверхность меча). Сурикоми начинается также с синоги, но в конце кодачи поворачивается к клинку противника режущей кромкой и фиксирует тачи около цуба.

При должной глубине практике выполнение ката, подобных кодачи-санбонмэ, приносит большую пользу и огромное удовольствие. Владение телом, чувство маай и вариативность тайминга возрастают. Пожалуйста, тренируйте ката настойчиво.

Гамбаттэ кудасай!