Ката №3: Санбон-ме

Кендо ката санбон-ме (sanbon-me) не так проста, как ката №1 и №2. Для начала рассмотрим значение ката №3. Понимание ее значения может помочь вам запомнить, что происходит (цуки-наяси-цуки).

Значение ката №3

  • В ката №1 ситачи убивает учитачи.
  • В ката №2 ситачи отсекает правую кисть учитачи.
  • Но в ката №3 ситачи не убивает и вообще не травмирует учитачи.

В третьей ката нет ни убитых, ни раненых, а учитачи и ситачи сосуществуют, не нанося друг-другу повреждений. У ситачи нет даже намерения убить или ранить учитачи.

По словам Иноуэ сенсея, «Никто не получает и не наносит удар. Даже если имеет место очевидная победа и поражение, победитель не хвастается своей победой. И победитель, и проигравший заботятся о своей жизни и сосуществуют вместе. В этом суть кендо и цель тренировок. И именно этим кендо отличается от спорта.»

Понятно, что это сражение, бой. Но вам не нужно убивать или травмировать других, если вы достаточно сильны. В этом суть ката №3 и цель кендо.

Далее, что происходит:

УчитачиСитачи
Учитачи принимает геданCитачи принимает гедан
Оба делают три больших шага вперед, начиная с передней ноги.
Ситачи и учитачи поднимают свои мечи вверх. Меч ситачи двигается слегка под мечом учитачи. Это говорит о том, что ки у более опытного учитачи сильнее, чем ки у ситачи. До тех пор пока учитачи сдерживает давление ситачи, он уверен в своей победе и в выполняемой им технике. Ситачи, как и во всех других ката, «следует» за учитати. Ки учитачи сдерживает его меч. Учитачи и ситачи поднимают мечи до момента пересечения кенсенов.
Учитачи выполняет укол в суйгецу (suigetsu, солнечное сплетение) ситачи, разворачивая меч против своей часовой стрелки (т.е. лезвие меча смотрит вправо). Учитачи двигается до ситачи, потому что учитачи боится того, что ситачи начнет движение до него (ки у учитачи слабее, чем ки у ситачи).Ситачи выполняет наяси (nayashi), делая шаг назад левой ногой, чтобы парировать укол учитачи. *Не следует давить на меч учитачи, чтобы опустить его вниз, когда выполняете наяси.
Учитачи, делая шаг назад правой ногой, опускает свой меч и поднимает его, обведя снизу меч ситачи, чтобы блокировать укол ситачи. Лезвие меча учитачи смотрит слегка вниз вправо во время блокирования укола ситачи.Ситачи завладевает инициативой и выполняет укол, целясь в область груди и делая шаг правой ногой.
Учитачи, делая шаг назад левой ногой, опускает свой меч и поднимает его, обведя снизу меч ситачи, чтобы блокировать укол ситачи. Лезвие меча учитачи смотрит слегка вниз влево во время блокирования укола ситачи.Ситачи делает еще один шаг вперед левой ногой. Это не еще один укол. Просто держите меч там, где он есть, и оттесняйте учитачи назад.
Учитачи делает еще 3 шага назад с левой ноги. При этом учитачи опускает свой меч вправо, признавая свое поражение после второго блока. Во время первого блока учитачи делает шаг назад правой ногой. Во время второго блока учитачи делает шаг назад левой ногой. Третий шаг назад учитачи делает левой ногой. Далее учитачи делает еще два шага назад, правой и потом левой ногой.Ситачи делает еще 3 шага вперед с правой ноги после того, как оттеснил учитачи назад на втором шаге. Это называется «кураи-земе» (kurai-zeme) — атаковать, не нанося ударов, но оказывая давление на оппонента. Ситачи постепенно поднимает свой меч. На первом шаге последних трех шагов (или на третьем шаге, если считать с самого первого укола, который выполнил ситачи) меч все еще указывает приблизительно в область груди учитачи. На втором шаге кончик меча указывает приблизительно в область горла учитачи. На третьем шаге кончик меча указывает приблизительно в переносицу носа учитачи. Ситачи показывает зансин.
Учитачи начинает поднимать меч после того, как ситачи покажет зансин.Когда учитачи начинает поднимать меч, ситачи начинает осторожно делать пять шагов назад с левой ноги.
Учитачи начинает двигаться вперед с правой ноги, следуя за ситачи, когда ситачи делает третий шаг назад. 
Учитачи и ситачи оказываются снова в центре в положении чудан.
Оба опускают мечи, отводя свой меч вправо так, чтобы кенсаки находился приблизительно перед своим правым коленом.
После пяти шагов оба принимают чудан: готовы к ката №4.

Некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание

В существуют различные интерпретации некоторых движений в этой ката. Прежде всего это касается взаимодействия уичтачи и ситачи при нанесении и попытке блокирования цки. Кроме того, работа ног учитачи также может отличаться. Следуйте той схеме и интерпретации, которую даёт ваш инструктор, однако полезно знать и другие варианты выполнения.

В версии принятой у нас (и в большинстве клубов): когда ситачи наносит ответный цуки по центральной линии, учитачи, обойдя меч снизу, пытается вытеснить его с центра, но это ему не удаётся. Тогда, при следующем движении ситачи вперёд, учитачи предпринимает вторую попытку, обойдя меч с другой стороны, но снова не достигает результата. После этого, убедившись в доминировании ситачи, учитати опускает меч и дальше отступает без сопротивления.

В этой ката важен ритм шагов ситачи вперёд: первые два шага выполняются на один такт, а последние три на пол такта, то есть шаги выполняются в ритме «Раз. Два. Раз-два-три.»

Внимательно следите за высотой кенсена при каждом шаге: здесь очень часто возникают ошибки.

Во всех ката необычайно важна правильная работа ног. В третьей ката ключевым моментом (с точки зрения работы ног) является рисунок шагов учитачи и их темп. Блокируя первый ответный цуки ситачи, учитачи движется аюми-аси (меняя ноги). Тоже самое происходит на втором шаге при выполнении кураи-земе. Важно обратить внимание, что свой третий шаг учитачи делает уже окури-аси (приставной шаг) и потом (под непреодолимым давлением ситачи) снова переходит на аюми-аси. Такая работа ног рождает специфический тайминг, который позволяет ситачи реализовать уже захваченную им инициативу и принудить учитачи признать своё поражение за счёт изменения баланса маай. Если бы учитачи продолжил отступать с левой ноги, то в итоге выполнил бы пять шагов вместо шести и менее опытный ситачи в процессе этого движения уже не «давил», а «гнался» бы за учитачи ломая темп ката.

Важно понимать, почему учитати поступает именно таким образом. С одной стороны он стремится сдержать сэмэ ситачи, защитить себя и вернуть инициативу. С другой стороны ката — это всегда взаимное обучение. Было бы большой ошибкой рассматривать ката как «зарисовку из жизни Японии времён Такугава».

Из всех десяти кэндо-ката именно санбонмэ имеет наиболее ярко выраженные различия в технике исполнения. Есть две версии. Наиболее распространённая описана здесь как основная. Альтернативная версия отличается работой кистей и бёдер. В первом варианте основную работу совершают бёдра учитачи, которые дважды поворачиваются относительно центра на 45 градусов. Во второй версии основную работу совершают кисти рук, которые остаются в центре и за счёт вращения (маки-вадза) отводят меч ситачи таким образом, чтобы воображаемая прямая линия проходящая сквозь него немного выходила за пределы тела учитачи. В обеих случаях успешные действия ситачи основываются на том, что он противопоставляет отступающему учитачи свою «ки движения вперёд» и использует вес тела (через центры мечей) для оказания давления на дрогнувшее камаэ учитачи. Важно понимать, что только отточенный сплав тайминга, маай и правильных действий позволит выполнить третью ката безупречно. Санбонмэ — это сложная, но интересная ката. Пожалуйста, не спешите при её исполнении.

В статье использованны материалы сайта Руководство по Кендо