Настоящий смысл изучения Nihon Kendo Kata

Inoue Yoshihiko Kendo Hanshi 8-dan, Kendo Nihon Sept. 2014
Перевод с английского: Евгений Андреев

image004

Inoue-сенсей рассказывает об истинном содержании Nihon Kendo Kata

Желание НЕ убить

В настоящее время Япония так долго пребывает в мире, что немногие задумываются о том, что все мы смертны. Я надеюсь, что люди учатся понимать окончательность смерти при помощи Kendo Kata. Как только человек осознает это, его Kata «оживут».

Ippon-me фактически является kenjutsu (техникой убийства мечом). При этом, Sanbon-me является отражением kendo (пути меча). Тогда как nihon-me представляет нечто среднее между этими крайностями.

“Chi-jin-yu” является одним из фундаментальных понятий в kendo. “Chi” означает мудрость, здравый смысл или способность правильно судить о вещах. “Jin” означает доброжелательность, доброту или уважение к другим людям. “Yu” означает мужество, необходимое, чтобы действовать.

Ippon-me: Овледение навыком поражения противника одним ударом;

Nihon-me: «Обезаруживание» противника, не убивая его;

Sanbon-me: Осознание радости жизни. Контроль и подавление противника «не проронив и капли крови». После чего оба возвращаются невредимыми, ощущая радость жизни. В этом есть высшая цель kendo.

Изучение ‘Власти Kensen’ через Kendo Kata

Самый важный аспект kendo это «прощупывание» и оказание давления (seme) на оппонента при помощи kensen (кончика меча). Без применения kensen для оказания давления на оппонента, kendo постепенно дойдет до просто ударов палками по людям. Применение seme с kensen также позволяет занимающимся оценить правильную дистанцию (maai).

Изучение правильного отношения к Keiko через Kendo Kata

В настоящее время, в большинстве случаев, выигрыш и проигрыш для многих является основным в keiko (тренировочном поединке). Наполнение духовной энергией или силой стало практически несущественным. Люди участвуют в поединках (shiai) именно, чтобы определить победителей и проигравший, в то время как keiko является средством для развития обеих сторон. Чрезвычайно важно, чтобы обе стороны, участвующие в keiko, полностью мобилизовали свой дух. Если вы с состоянии этого добиться, одного поединка на 2-3 минуты будет достаточно, чтобы полностью вымотаться, именно так было в прошлом. В настоящее время, без команды остановиться, многие готовы делать keiko друг с другом длительностью по 10~15 минут. Они стараются побить друг друга, оставляя практически без внимания задачу взаимного развития. Правильное отношение к keiko (внимание к обоюдному развитию) может быть развито именно при помощи Kendo Kata.

Важные аспекты Enbu и Keiko – различия в соответствии с уровнем

Против начинающих инструктор (Uchidachi) в Itto-ryu “показывая, что нанесет удар, следит, чтобы не попасть”. Против занимающихся среднего уровня, он “показывая, что нанесет удар, останавливает его в самый последний момент“. Против занимающихся высокого уровня, он “показывая, что нанесет удар, выполняет его“.

В Kendo Kata, у большинства Uchidachi отсутствует достаточный zanshin. Когда они выкрикивают “yaa!”, на этом они останавливаются. Тем не менее, даже если человек разрублен, он не умирает молниеносно. Когда я работал тюремным охранником [во время повешений], даже когда заключенный-смертник теряет сознание, его тело продолжает двигаться некоторое время. Я не видел ничего страшнее этого. Этот аспект zanshin, когда необходимо убедиться в том, что смерть наступила, игнорируется.

Kendo Kata связывают довоенное и послевоенное Kendo

Даже когда послевоенное kendo было возрождено после периода запрета, как что-то абсолютно новое, старое kendo все еще присутствует в Kendo Kata. Если игнорировать Kendo Kata, существует высокая вероятность того, что kendo деградирует в игру «око за око» с синаем [полностью забывая свои истоки и теоретическую основу].

В Sanbon-me, целью является укол в солнечное сплетение, что не является разрешенной зоной атаки в современном kendo. Тем не менее, Sanbon-me является отражением настоящего kendo. Меч не касается тела оппонента и не проливает и капли крови. Оба Shidachi and Uchidachi выходят из схватки невредимыми. В идеале, Shidachi берет верх над Uchidachi с высшей формой атакующего действия, именуемой “kurai-zeme”, что означает подавление силой духа и наступления. Побежденный признает поражение и ощущает радость от того, что он оставлен вживых. Не умереть, но продолжать жить – ценность жизни становится ясна. Собственно в этом и состоит главная причина того, почему “kenjutsu” было переименовано в “kendo” – Путь жизни вместо техники смерти.