Введение в Кендо Ката

Нихон кендо ката были созданы путем интеграции многих ката (форм) из разных школ кендзюцу в 1912 году.

Считается, что целью этого было сохранение традиционных форм кендзюцу в кендо, однако, для нас польза от кендо ката выходит далеко за рамки сохранения традиции.

Прежде всего, следует понимать, что ката — это не “зарисовки реального боя” и не рецепты “если противник делает так, сделай вот так”. Ката это традиционная для Японии форма обучения, подразумевающая освоение важнейших принципов и концепций не через теорию, а через практику.

Нома Хисаши, описывая в “Хрестоматии Кендо” присущий кендо путь развития, говорит так:

Это называется “войдя через форму, выйти через сердце”, то есть пройти путём катачи (тренировки тела) чтобы встать на путь кокоро (тренировки сознания и сердца) и, в конце концов, пройти оба пути до конца.

Представителю европейской культуры сложно принять такой подход к обучению, но сделав усилие над собой, мы можем получить в свои руки ключи к целому миру методик, идей и техник зашифрованных в формах кендо, в том числе соревновательного кендо с синаем. Ката — прекрасный способ овладеть этими ключами.

Лишь на первый взгляд кендо ката это набор нескольких простых движений, которые легко выучить перед экзаменом. По мере углубления в ката, мы открываем в них всё более и более сложные и тонкие моменты и, как ни странно это звучит, чем дольше мы изучаем ката, тем сложней нам их выполнять.

Некоторые считают, что ката это скучно и нудно. Такое мнение возникает только от незнания всех тех элементов, что не видны на первый взгляд. Дальше я опишу некоторые общие для всех ката элементы и важные принципы, а подробности касающиеся каждой ката будут даны в соответствующих статьях.

Прежде всего, ката выполняются с бокеном (бокуто), то есть деревянным мечом. В поединках кендо мы не используем настоящий стальной меч чтобы не убить друг друга. Как вы думаете, почему мы не используем даже деревянный меч, а используем лишь бамбуковый? Потому, что убить деревянным мечом так же легко как и стальным. Иногда даже легче. 

Деревянный меч Миямото Мусаси

Когда мы выполняем кендо ката, у нас в руках деревянный меч. Это боевое оружие, вы можете убить партнёра одним ударом, а он может убить вас. Если вы будете выполнять ката постоянно помня об этом — вам быстро перестанет казаться что ката это скучно.

В кендо ката есть две роли: учитачи (учитель, ведущий) и ситачи (ученик, ведомый). Считается, что в роли учитачи выступает более опытный партнёр, но каждый должен освоить обе роли. Все движения, как правило, начинает учитачи, а ситачи должен присоединится к его движениям так, чтобы со стороны казалось, что оба действуют одновременно, как зеркальное отражение друг друга. Это тот же навык, который позволяет нам в поединках контратаковать одновременно с атакой, но в ката мы можем учиться этому в более спокойной обстановке.

Правильное выполнения ката требует точнейшего чувствования маай (дистанции). Здесь сложнее контролировать дистанцию, так как количество шагов регламентировано, и компенсировать, например, нехватку дистанции наклоном корпуса тоже нельзя. Кроме того, в трёх кендо ката с кодачи (коротким мечом) мы узнаём как меняется взаимодействие маай при различных характеристиках оружия, что, помимо углублённого понимания концепции маай в целом, улучшает навык ведения поединка против дзёдан или нито-рю.

Многие техники в ката построены на точном тайминге. Например, начало уклонения от удара раньше чем следует будет ошибкой. Это заставляет нас выполнять техники строго в нужный момент, не раньше и не позже, и учит соотносить свой тайминг с таймингом противника.

В ката используются стойки, техники и работа ног которые сложно увидеть в современном спортивном поединке. Однако, даже соревновательное кендо не ограничено всем известными спортивными техниками. Когда наше кендо с синаем выходит за рамки спортивного поединка — техники кендо ката приобретают реальную применимость и делают наше кендо более гибким и разнообразным.

Правильное дыхание в ката повышает сложность их выполнения на порядок. Даже если вы можете сделать кирикаэси на один (!) выдох — это не значит, что вы сможете сделать на один выдох ката. А именно к этому надо стремиться. Правильное дыхание в ката это очень высокий уровень, а начинается этот путь с использования правильной вокализации. Учитачи всегда кричит “Яаа!”, а ситачи “Тоо!”. Подробнее по дыхание в ката читайте в отдельной статье.

Взгляд в ката также регламентирован. Контакт взгляда сохраняется всегда, кроме единственного исключения в 7-й ката. Для начинающих рекомендуется смотреть в глаза друг другу.Так легче научиться чувствовать партнёра. Ещё один способ — “взгляд на далёкую гору”, как бы сквозь партнёра, примерно на уровне его груди. Это более сложный вариант, но он позволяет научиться охватывать всё тело человека периферическим зрением, что даёт преимущество в скорости восприятия.

И, наконец, самое важное. Для действительно правильного выполнения ката необходимо непрерывное состояние осознанности. Это крайне сложный, но предельно важный для кендо высокого уровня навык. Тренировать его в поединках с синаем гораздо сложнее, ката — прекрасный способ научиться сохранять внимательность и концентрацию, необходимые в бою.

Я описал здесь далеко не все важные моменты в ката. В начале необходимо чётко освоить внешнюю форму: порядок действий, правильную дистанцию и взаимодействие с партнёром. Затем можно будет перейти к более сложным вещам.

Вот пример очень хорошего выполнения кендо ката:

Обратите внимание на концентрацию и силу духа, с которыми они выполняются.