Равновесие между телом и сознанием. Использовать момент на полную!

“Есть физический центр и есть центр сознания”, утверждает Мацуда Исато Ханси.

Суть кендо — контролировать их оба и добиться иппона техникой с полным вложением. Знаменитый своим несокрушимым сэмэ Мацуда-сэнсей говорит о важности захвата центра и построения на этом удара.

Мацуда Исато, 8-й дан Ханси

Родился 1957 году в префектуре Нара, Япония. После получения высшего образования в Сейфу вернулся в родной город и стал учителем старших классов. Среди его достижений 3-е место на Чемпионате Японии, участие в Чемпионате Мира, участие в Национальных Атлетических Встречах и Всеяпонском Турнире Восток-Запад. Он девять раз участвовал во Всеяпонском Чемпионате среди 8-х данов и дважды занимал третье место. В данный момент преподаёт кендо в нескольких местах, в основном в Центральном Будодзё города Нара.

Центрируйте сердце

Говоря о контроле центра мы обычно представляем себе кенсаки на центральной линии оппонента, но на самом деле важно не только это. Есть два центра, а именно: физический центр и центр сознания, и я считаю, что важно контролировать оба.

Я хотел бы в начале поговорить о контроле центра сознания. В Книге Пяти Колец Миямото Мусаси писал о “Стойке-без-стойки”, и я думаю это как раз о захвате центра сознания. Есть знаменитый портрет Миямото Мусаси, где он стоит опустив два меча вниз. Выглядит ли он при этом лёгкой мишенью для удара? Мне кажется у него вообще нет уязвимостей.

Применяя к кендо мы можем назвать это кигурай (достоинство) или кигамаэ (камаэ духа). Я считаю, что в кендо мы должны нацеливаться на центр сознания, даже если не можем контролировать физический центр.

Когда я был студентом в Сэйфу я имел много возможностей практиковаться с Кобаяси Мицуру сэнсеем, офицером полиции из Осаки (8-й дан Ханси). Часто в кейко он применял сэмэ открывая при этом кэнсаки. Неопытный сторонний наблюдатель мог бы удивиться почему я не атакую… однако я не видел в нём ни малейшей уязвимости которая позволила бы мне атаковать. При любой попытке атаки кенсаки тут же снова контролировал меня. На самом деле под контролем было моё сердце.

В университете Кокусикан у меня был похожий опыт, хотя и в иной форме. Это было во время кейко с Яно Хироси сэнсеем (8-й дан Ханси). Встав в камаэ напротив него я почувствовал такое мощное давление от его кенсаки, что совсем не видел возможности атаковать его. Несмотря на то что в некоторые моменты я физически контролировал центр, я по какой-то причине всё равно не мог ударить. На самом деле Яно сэнсей контролировал центр моего сознания. Когда вы слышите фразу “захватить центр сознания” это звучит непонятно, но у обоих сэнсеев было нечто общее: левая рука оставалась неподвижной в любой ситуации. Говорят, что левая рука отражает сознание. Движение левой руки означает что двигается ваше сознание.

Я до сих пор помню времена когда я просил о кейко Ниси Ёсинобу сэнсея (9 дан Ханси). Как бы я не старался выполнять сэмэ, его левая рука оставалась неподвижна. Когда же я чувствовал неспособность бороться с этим и продолжал сэмэ, Ниси сэнсей совершенно не смущался и просто выполнял цки чтобы остановить меня. Я очень остро чувствовал незрелость своей атаки и ясно видел силу Ниси сэнсея и непоколебимость его сердца.

Далее, контролировать центр физически означает захватить центр оппонента своим кенсаки, это основы кендо. Существует концепция “Сансаппо”, что означает убить меч, убить технику и убить сознание.

Я думаю, что первый шаг в этом процессе, убийство меча, означает физический контроль центра. Для этого существует множество путей: слева или справа, сверху или снизу и много других. Что в любом из них важно — убить синай оппонента, или проще говоря, остановить импульс его сэмэ.

Обычно когда вы контролируете центр оппонента, его кенсаки смещается с центра. Если в этой ситуации он попытается ударит вас, будет легко убить его технику и контратаковать. Если вы сможете всё время удерживать это состояние, вы сможете сделать свои защиту и нападение непоколебимыми. Практикуя такой тип сэмэ важно не двигать свою левую руку контролируя центр сознания. Если левая рука двигается вверх вы не можете контролировать центр оппонента своим кенсаки. Как говорили в старые времена: “Перемещайте синай по минимальной площади”. Левая рука сдерживается и вы можете убить меч оппонента движениями не превышающими толщину синая. Действуя таким образом, вы можете смутить противника сохранив свою непоколебимость и создать возможность для удара.

Отбросьте сомнения и нерешительность. Будьте решительны и выкладывайтесь самоотверженно

Даже если вы контролируете центр оппонента, не так то просто сразу же нанести удар. Здесь важно чувство полной самоотверженности. Я всё ещё учусь этому, и возможно не сумею достигнуть в этой жизни.

Чем больше я практикую кендо, тем яснее я вижу беспорядочность возникающую в момент появления шанса для удара. Когда возникает это чувство “желания ударить и нежелания получить удар” выполнить технику полностью самоотверженно невозможно. Некоторые люди могут случайно выполнить удар без сэмэ, но они не действуют самоотверженно, они просто безрассудно бьют. Контроль центра и последующая самоотверженность это основной смысл кендо, и самое важное испытание для меня.

Согласно учению “не победа после удара, а удар после победы”, процесс выполнения сэмэ и удара в кендо очень важен. Если вы можете это сделать, удар становится конечным результатом. В процессе тренировок часто бывают удары с сомнениями и неуверенностью. Эти мысли и сомнения должны постепенно отсеиваться в процессе постоянной практики. В широком смысле это можно описать как «решимость». Я думаю, что без этой решимости изучение кендо бессмысленно, и я стремлюсь культивировать настрой на развитие такой решимости и своём кейко.

Помимо захвата центра, ещё одна важная тема это выполнение удара как иппона. Я думаю этого можно достичь проявив все элементы о которых мы говорили в непрерывной последовательности. В начале, полнота духа должна быть проявлена в камаэ. Затем проявляется сила кенсаки через сэмэ на центр оппонента, для этого необходима сила и духа и тела. Объединение духа, техники и тела в сэмэ очень важны для контроля центра.

Кендо это работа с оппонентом. В кендо редко всё идёт как нам хочется, оппонент также полон решимости ударить и не пропустить удар. Думаю то если мы сможем синхронизировать наш дух с духом оппонента в процессе борьбы за центр, он естественным образом будет смущён. Это шанс для удара и всё что вам нужно — самоотверженно атаковать. Если вы сумеете одолеть оппонента таким образом, это будет полноценный иппон не вызывающий сомнений ни у кого.

Проверяйте положение левой руки и влияйте на оппонента своим камаэ

Я считаю левую руку наиболее важной для практики контроля центра через сэмэ. Прежде всего, полезно проверять что ваша левая рука соответствует камаэ. Со старшей школы я часто стоял перед зеркалом проверяя своё камаэ. Положение левой руки, направление кенсаки, угол сгиба колена и, разумеется, ваш настрой нужно всё время проверять.

Если левая рука смещается вверх, камаэ выглядит слабым. Такой вид вашего камаэ создаёт у оппонента чувство что ваше камаэ легко сломить. Если вы поместите левую руку куда положено, сконцентрируйтесь на нижней половине тела и расслабьте верхнюю, ваше камаэ естественным образом станет сильным и наполненным духом. Что касается направления Кенсаки, он должен быть направлен в левый глаз оппонента, поскольку в вашем камаэ правая половина тела впереди.

При таком положении левой руки, кенсаки не будет подниматься или опускаться но будет сохранять эффективность. Ещё один важный аспект это левая стопа. Я часто учу обращать внимание на левую руку, бедро и стопу. Работа левой стопы позволяет мгновенно среагировать на появление возможности для атаки. Думаю только действуя так вы сможете эффективно сражаться с оппонентом за центр.

Станьте перед зеркалом и проверьте ваше камаэ. Особенно внимание на положение левой руки

Ищите правильное положение левой руки в обычном кейко

Захватите центр скользя по сноги оппонента

Самая важная часть взаимного сэмэ это процесс входа на дистанцию удара. Сражение за центр в ходе этого процесса это самое интересное в кендо.

Я обращаю особое внимание на использование синоги когда захватываю центр. Вспомните третью кендо ката. В этой ката, учитачи наносит укол в диафрагму оппонента скользя своим синоги по синоги оппонента. Ката выполняют с бокуто, но с синаем то же самое. Если вы скользящим движением вдоль синая оппонента займете зону равную ширине синая, кончик вашего меча будет контролировать центр естественным образом, а кончик его меча покинет ваш центр.

Нужно также обращать внимание на импульс вашего входа. Если скользя вперёд вы вытягиваете руки, даже контролируя центр, вы нарушите стойку и не сможете ударить. Это только пример, но вы должны атаковать с импульсом движения всего ваше тела целиком. В такой ситуации оппонент обязательно проявит нестабильность в теле, сознании или мече. Это возможность для удара.

Примените сэмэ всем телом и скользите вдоль синоги оппонента. Если он в этот момент проявит признаки нестабильности — это ваш шанс для удара.

Контролируйте центр своим левым запястьем

Помимо сэмэ с помощью синоги, я также часто применяю смещение кенсаки небольшим движением левого запястья. Как я писал раньше, если в будете двигать левую руку в процессе сэмэ, удерживать клинок в центре будет сложно. Однако, и оставить левую руку неподвижной перемещая кенсаки, тоже непросто.
Я практикую захват центра двигая кенсаки своим левым запястьем в процессе сокращения маай между мной и оппонентом скрытно от него. Идея в том, чтобы подавить синай оппонента вашим кенсаки вкрадчиво используя левое запястье. Поскольку вы двигаете только запястье, левая рука остаётся в прежней позиции и стойка может быть сохранена.

Есть много способов использования кенсаки, но часто говорят, что кенсаки должен перемещаться легко, как хвост трясогузки. Когда оппонент почувствует, что вы захватили центр он попытается его вернуть. Как же в этот момент должен двигаться кенсаки? Изучение использования кенсаки для вовлечения оппонента в состояние нестабильности это важная часть кейко.

Сместите кенсаки вниз и на центр, но только чуть-чуть, чтобы оппонент этого не заметил

В процессе взаимного сэмэ, всегда старайтесь захватить центр используя разные углы

Создавайте возможности используя вашего оппонета

Взяв под контроль центр противника, вы продолжаете ударом. Однако, вы не можете выполнить удар если оппонент не выведен из равновесия вашими действиями. Нужно вовлечь оппонента вызывая в нём колебания. Таким образом, вовлечение оппонента связано с с сэмэ на центр. Когда вы применяете сэмэ на центр, ваш оппонент обязательно проявит признаки неуверенности. В некоторых случаях он решает атаковать, в других отступить с центра чтобы восстановить свою позицию.

Когда вы давите на оппонента вы оба нацелены на момент удара и не хотите отступать. Здесь возможность использовать момент для атаки зависит от того сколько у вас терпения. Особенно в одзи-вадза, если вы захватываете центр чтобы остановить импульс движения оппонента, то можете легко ответить. Если вы не контролируете центр, вы не сможете ответить вовремя, поскольку движение синая будет слишком амплитудным, или в просто пропустите удар не сумев остановить импульс оппонента.

Дэбана-мэн

В ходе взаимного сэмэ, захватите центр скользящим смещением синая оппонента с помощью синоги. Если противник решает атаковать используйте тайминг дэбана

Котэ-каэси-котэ

Когда вы захватываете центр, оппонент увидит ваше котэ и попытается его атаковать. Сместитесь влево и выполните каэси-котэ

Составление — Тэраока Томоюки
Фото — Сасаи Такамаса
Перевод  — Джок ван дер Вуд