Ката №1: Иппон-ме

Первая ката начинается с дзёдан но камаэ. Это очень интересно, так как в кендо мы все сначала изучаем чудан. Смысл этого будет понятен после объяснения значения ката №1.

Значение ката №1

В первой ката учитачи (uchitachi) делает шаг вперед чтобы разрубить ситачи (shitachi) пополам, начиная с самого верха головы. Но ситачи избегает этого удара, делая шаг назад с левой ноги и поднимая обе руки вверх. После этого ситачи разрубает учитачи пополам, начиная с верхушки головы.

Учитачи приближается чтобы разрубить ситачи напополам. Учитачи делает это, рискуя своей жизнью. Ситачи же избегает удара легким движением назад и обрывает жизнь учитачи.

Всего два удара в этой ката, но они показывают, в чем именно суть кендо.

«Выполнить удар, рискуя собственной жизнью, и жить, рискуя собственной жизнью.» Эта ката показывает нам, насколько тонка грань между жизнью и смертью.

Но это еще не все. Мы действительно прерываем жизнь нашего оппонента в ката №1. Это считается очень незрелым этапом нашего умения, потому что мы забираем жизнь человека. Да, прежде всего мы должны победить/жить, но это не цель кендо. Это всего лишь вступление.

Итак, теперь мы знаем, что ката №1 напоминает нам, что такое кендо, а также начальный уровень кендо. Так что, пожалуйста, держите это в памяти.

Далее, что происходит:

Учитачи Ситачи
Принимает хидари-дзёдан Принимает миги-дзёдан
Оба делают три больших шага вперед, начиная с передней ноги
Учитачи выполняет прямой удар мен, делая шаг правой ногой, так чтобы достать до головы противника последней третью клинка используя крик «я!» Ситачи избегает удара мен, делая шаг назад с левой ноги и поднимая руки вверх (и слегка назад). Название техники — мен-нуки-мен.
Ситачи делает шаг вперед с правой ноги и наносит мен учитачи с криком «то!»
После короткой паузы учитачи делает маленький шаг назад с левой ноги Ситачи опускает свой меч вниз на уровень переносицы учитачи
Учитачи делает еще один маленький шаг назад В то время, когда учитачи делает второй маленький шаг назад, ситачи медленно вытягивает руки, как будто бы он толкает учитачи назад с помощью кенсаки (семэ). Продолжая это движение, ситачи поднимает свой меч вверх над своей головой во время шага вперед с левой ноги, чтобы принять хидари-дзёдан. Это зансин (zanshin).
После паузы учитачи начинает поднимать свой меч и выпрямляется Ситачи начинает опускать свой меч и отводит свою левую ногу назад
Оба, учитачи и ситачи, принимают чудан.
Оба опускают мечи, отводя свой меч вправо так, чтобы кенсаки находился приблизительно перед своим правым коленом.
Оба делают пять маленьких шагов назад с левой ноги.
После пяти шагов оба принимают чудан: готовы к Ката №2.

Некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание

Приблизившись на нужную дистанцию, учитачи на секунду останавливается, чтобы оценить степень готовности ситачи, и атакует только когда видит, что ситачи готов. Смысл ката — не убить ученика, а научить его противодействию простой атаке. Обратите внимание, что в 5-й ката тайминг очень похожей атаки будет уже другим.

Удар мен, который выполняет учитачи, это удар, в который он вкладывает все свои силы. Другими словами, он рискует своей собственной жизнью. Удар выполняется с целью разрубить напополам ситачи, включая его руки и рукоятку его меча. Это означает, что учитачи принял непоколебимое решение выполнить этот удар.

Учитачи должен знать ощущение этого. Так как удар не попадает по ситачи, то он идет дальше вниз. Лезвие меча смотрит прямо. Некоторые люди разворачивают меч, но это неправильно. Держите меч прямо после удара.

Учитачи не должен наклонять тело во время удара. Другими словами, не сгибайте колени, когда выполняете удар. Держите их распрямленными. Однако, полностью вложившись в удар и не попав по цели, учитачи «проваливается» вперёд немного сгибаясь в поянице.

Во время выполнения ударов оба, учитачи и ситачи, должны приставлять свою заднюю ногу. Не оставляйте заднюю ногу позади, когда наносите удар. Точно так же, как и в кендо: мы не оставляем заднюю ногу сзади после того, как наносим удар.

Ситачи, уходя от удара, не должен забрасывать меч назад.

Важнейшей составляющей всех ката являются тайминг и маай. Необходимо понимать, что учитачи приближается к ситачи именно на то расстояние, на котором он может нанести эффективный удар моноучи по голове противника и ни на сантиметр ближе. Длинна шага учитачи при ударе, амплитуда движения рук и меча, а также постоянно возрастающая скорость, подчинены той же цели. Если учитачи отклонится в своих действиях от той «золотой середины», которую диктуют ему обстоятельства, то почти наверняка погибнет. Поэтому не следует шагать слишком далеко или, наоборот, бить прямо перед собой из боязни нанести травму партнёру.

Что касается действий ситачи, то во всех ката его задача убедить учитачи в том, что его техника/замысел сработали. По этой причине начинать своё движение/вадза ситачи должен тогда и только тогда, когда удар учитачи перешёл в необратимую фазу за счёт резкого ускорения в последней его трети. Это ключевой момент работы ситачи с точки зрения тайминга диктуемого вадза «мэн-нуки-мэн». Вторым моментом является ускорение при контратаке. Вернуться со своим ударом ситачи должен быстрее, чем уходить от атаки учитати. Эти аспекты должны постоянно совершенствоваться в процессе практики ката, и по их исполнению сразу можно отличить начинающего кэндока от более опытного. В конечном итоге во всех ката (кроме последней) вместо киай «Я!-раз-два-Тоо! мы должны услышать единое ЯТоо!»

В статье использованны материалы сайта Руководство по Кендо