Дайто-рю Айкибудо

Экспериментальная группа под руководством Антона Федотова

Что такое Дайто-рю?

Дайто-рю — комплексная школа боевых искусств с акцентом на рукопашный бой, основанная Минамото-но Ёсимицу (1045 — 1127 гг.) и долгое время развивавшаяся внутри клана Минамото (впоследствии Такэда).

В конце XIX века Такэда Сокаку начал преподавать школу вне клана, что оказало огромное влияние на развитие многих боевых искусств. Учениками Такэда Сокаку были Уэсиба Морихэй (создатель Айкидо), Чхве Ён Суль (создатель Хапкидо), его последователи основали Сёриндзи Кэмпо и Хакко-рю дзю-дзюцу, а также оказали значительное влияние на дзюдо, в частности на неспортивный раздел госин-дзюцу (самообороны).

Основным методом обучения в школе являются парные ката [12], но их манера исполнения сильно отличается от кендо-ката вариативностью и свободой взаимодействия с партнёром. Кроме того, существует большой набор специальных упражнений для развития понимания базовых принципов школы (айки-реншу) и условно свободная отработка (рандори).

Современное Дайто-рю, систематизированное Такэда Токимунэ (сыном Такэда Сокаку), насчитывает более 2000 техник и их вариаций, а также включает отдельную ветвь Оно-ха Итто-рю кэндзюцу и несколько других оружейных разделов. Однако, базовая программа обучения (Хидэн Мокуроку) содержит только 118 ката без оружия разделенные на 5 подразделов, и их изучение идет отчасти параллельно.

Что значит «экспериментальная» группа?

XX век сильно изменил японские боевые искусства, в особенности их “экспортные версии”. Мы это хорошо видим по отличиям современного кендо от довоенного. То же касается и традиционного дзю-дзюцу, которое в послевоенное время потеряло значительную часть прикладного значения. Это в большой степени повлияло на методику и эффективность обучения. Кроме того, при экспорте традиционных школ, как правило, не идёт работы по адаптации методик под физические, психологические и педагогические реалии современной европейской культуры. Всё это вместе сделало, на мой взгляд, обучение традиционному дзю-дзюцу в наше время недостаточно эффективным.

Цель нашей группы — реконструировать и одновременно адаптировать классическую методику обучения. Я не планирую изобретать что-то новое. Наоборот, мы должны извлечь максимум из традиционной методики, найти ключи к её эффективности. Я убеждён, что эти ключи сохранились в ката школы и ставлю перед собой задачу сделать изучение ката методикой эффективной для носителя европейской культуры. Опыт других групп [1,2] и мои личные эксперименты в данном направлении дают надежду на успех, но не всё пока ясно и работы предстоит много. Я ставлю целью освоение не только формального, но и прикладного стиля исполнения техник.

Для того чтобы реализовать такой подход, необходимо, в частности, отказаться на начальном этапе обучения от рассмотрения дзю-дзюцу как пути личностного развития, формы физической культуры или метода самообороны в современном понимании этого слова. Всё это есть, но это производные. В своем исходном виде Дзю-дзюцу — оружие, созданное для прикладного применения [3].

На мой взгляд, без понимания прикладного значения этого искусства, невозможно прийти к пониманию более тонких вещей и смыслов. Однако, опасность необдуманного применения оружия — серьёзная причина, из-за которой я не считаю возможным обучение новичков “с нуля”. Требования к членам группы: минимум 1-й дан кендо и собеседование. Вторая причина таких требований — в школе, по сути, нет отдельной отработки базовых двигательных навыков, предполагается, что ученик владеет ими априори. Собственно, и среди учеников Такэда Сокаку практически не было новичков, к нему приходили учиться имея за плечами навыки других школ дзю-дзюцу, сумо, кендо и т.п.

Что именно мы будем изучать?

Прежде всего, необходимые базовые навыки: техники самостраховки при падении, специфические техники перемещения, техника ударов, захватов, принципы защиты, дыхательные практики.

Далее, будем следовать программе школы и изучать по порядку ката раздела Хидэн Мокуроку (рукопашная техника: в положении сидя, стоя, атаки сбоку, сзади и т.п.). Изучаемые техники сразу же будем отрабатывать не только в ката, но и в различных форматах рандори (условно свободного применения).

Ну и, наконец, в перспективе я хотел бы попытаться интегрировать некоторые рукопашные элементы в практику поединка кендо, но об этом говорить пока рано.

Линия передачи

Моим учителем с 2007 года является Баранов Владимир Васильевич, чья группа Досинкан с 2009 года курируется организацией Дайто-рю Айкибудо Сисейкан под руководством Сато Норио сэнсея и Масами Сасаки сэнсея, учеников Сано Мацуо сэнсея и Такэда Токимунэ сэнсея.

Японские учителя проводят регулярные семинары в Москве. Наша группа будет стремиться к аттестации в этой организации.

Нагрузки

Прежде всего, рукопашная техника это, бывает, больно. В Дайто-рю много болевых воздействий на суставы, на нервные узлы, ударов, удушений, бросков, в том числе амплитудных. При осторожной работе это не опасно и вполне терпимо, кроме того, со временем к этому привыкаешь и болевой порог повышается. При правильной отработке и страховке серьезные травмы редки.

Разница в весе и физической силе занимающихся не имеет принципиального значения. Такэда Сокаку был невысокого роста даже по японским меркам, и почти вся техника пригодна для работы против более крупного противника.

Присутствует довольно большая нагрузка на колени, т.к. значительная часть ката выполняется сидя на коленях. Это связано как с применением в традиционной бытовой обстановке так и с методикой обучения.

Физические нагрузки не так велики как в кендо, но варианты движений гораздо разнообразней и зачастую сложнее, их выполнение требует очень хорошей координации тела и высокой степени концентрации.

Для начала занятий нужно:

  • желание исследовать и экспериментировать
  • 1-й дан кендо (или аналогичный уровень в других спортивных единоборствах)
  • пройти собеседование
  • форма для дзюдо белого цвета, белый пояс (на «попробовать» можно кендоги)

Максимальный размер группы — 10 человек. 
Тренировки по вторникам, в зале с теннисными столами с 20:00 до 22:00.