Ката №6: Роппон-ме

Шестая ката сложнее всех предыдущих. В ней впервые вводятся маленькие (саси) удары, кроме того, одна требует понимания «бесконтактного» взаимодействия через сэмэ (давление, угроза). Также, из за применения «коротких» техник, она требует более точной и быстрой работы, иного уровня взаимодействия между учитачи и ситачи.

УчитачиСитачи
 Переходит в сэйган-но-камаэПринимает гедан-но-камаэ
Оба делают три больших шага вперёд чтобы сойтись на дистанции исоку-итто-но-маай
Начинает опускать кенсен внизНачинает поднимать кенсен вверх
Уходя от угрозы котэ, делает шаг назад со сменой ног и поднимает меч над головой (моротэ хидари дзёдан-но-камаэ).До того как мечи встретились, выполняет семэ, угрожая правому котэ учитачи.
Под давлением ситачи делает ещё один шаг назад со сменой ног и опускает меч в чудан, выходя, таким образом, снова на дистанцию исоку-итто-но-маай.Продолжая сэмэ уже на левое котэ двигается вперёд без смены ног и поднимает меч чуть вверх вправо, сохраняя сильное давление.
Как только кенсены встречаются, учитачи атакует ударом саси-котэ с криком «Яаа!»В ответ на атаку учитачи, ситачи смещается чуть влево-назад и незамедлительно с маленьким шагом вперёд (без тобикоми!) выполняет технику суриаге-котэ с криком «Тоо!»
Отступает под давлением ситачи под небольшим углом (25-30 градусов) к линии, по которой выполнялась ката, и опускает меч до уровня колена, слегка разворачивая плоскость лезвия вправо.Начинает двигаться вперёд, оказывая давление на центральную линию учитачи. Сохраняя давление и контроль, воздействуя кэнсэном на область переносицы учитачи, переходит в моротэ хидари дзёдан-но-камаэ. Демонстрирует мощный дзансин.
Начинает поднимать меч и возвращается на первоначальную линию по которой выполнялась ката.Отходя назад и опуская меч в чудан, возвращается на первоначальную линию по которой выполнялась ката.
Оба оказываются в центре в чудан-но-камаэ
Опускают мечи на уровень колена
Делают пять маленьких шагов назад с левой ноги
Поднимают мечи в чудан. Готовы к ката №7

На что нужно обратить внимание

Может показаться, что в этой ката ситачи принимает гэдан без видимых причин, хотя обычно в кендо-но-ката ситачи всегда следует за учитачи. Часто на семинарах и тренировках этот момент остаётся без объяснений. Однако учитачи в самом начале едва заметно меняет стойку, уводя кэнсэн чуть вправо или чуть вверх, на несколько сантиметров. Он принимает сэйган-но-камаэ, что не всегда заметно со стороны, но хорошо видно ситачи. Таким образом в этой ката соблюдается принцип по которому учитачи владеет инициативой и всегда действует первым.

Короткие движения выполняются легко: в отличии от удара по голове или корпусу, удар по запястью не требует большого вложения сил, поэтому и отражение такого удара техникой суриагэ тоже не требует физической силы. Связка котэ-суриагэ-котэ выполняется лёгкими кистевыми движениями без выхода кэнсэна за границы тела.

Ключевые моменты для понимания шестой ката.

Все действия учитачи и ситачи в течение этой формы объединяет фундаментальная для будо вещь: сэмэ. Если вы недостаточно демонстрируете сэмэ при выполнении ката, то дальше «рисунка» дело не пойдёт. Ката «развалится» на мало связанные между собой движения. Очень важно понимать, почему учитачи начинает опускать меч вниз из сэйган, потом стремительно уходит в дзёдан, почему он ещё раз отступает занимая чудан и почему его поспешная атака оказывается неудачной. Причина у всего перечисленного выше одна: мощное, длящееся сэмэ ситачи.

Второе. Удар саси-котэ, на который учитачи решается ближе к концу формы, в некотором смысле результат умелых действий ситачи. Находясь постоянно под давлением, отступая, учитачи принимает поспешное решение атаковать, рассчитывая на то, что ситачи не будет готов. Причины уверенности учитачи две: больший опыт и последний момент перед восстановлением чудан. Учитачи рассчитывает на то, что концентрация ситачи не будет восстановлена и он потеряет кисть. Этим пользуется ситачи, который к шестой ката уже должен уметь сохранять полную концентрацию достаточно длительное время.

При выполнении суриагэ стороны ура (в этой ката), поворот клинка вокруг продольной оси выполняется кистью левой руки (в пятой ката, наоборот, правой). Есть рекомендация поворачивать меч вокруг оси клинка на 90°, некоторые рекомендуют около 45°. Не забудьте сразу после отражения меча восстановить плоскость реза.

И последнее. Гибкие кисти. Сэйган-но-камаэ, саси-техники, суриэгэ-ваза — всё это требует полностью расслабленных плеч, мягких рук и гибких кистей. Основные моменты, касающиеся непосредственно техники суриагэ, были рассмотрены нами в предыдущей ката; пожалуйста, помните о них. Большой ошибкой будет выполнять в шестой ката вместо саси-котэ-суриагэ-саси-котэ технику тисай-котэ-хорай-тисай-котэ. Причины две: задействующая мышцы предплечий техника тисай, имеет другой тайминг и, после отбива (хорай) бокуто учитачи вправо, ситачи очень сложно контратаковать с правильным хасудзи. Чем меньше амплитуда удара, тем важнее угол реза. Правильно используя технику суриагэ, которая имеет вид закрывающейся скобки «)», ситачи с гораздо большей вероятностью сможет эффективно поразить запястье своего противника.