Дыхание в ката

Существует несколько способов дышать при выполнении кендо ката. Какой способ избрать — зависит в основном от вашего уровня, поскольку сложность этих способов разная.

Прежде чем перейти к их описанию я хотел бы остановиться на некоторых общих моментах, но прежде всего, перефразируя классика, скажу: вопросы дыхания — самые сложные вопросы в мире. В восточной традиции считается, что именно дыхание связывает физическую и духовную составляющие человека. В практическом аспекте это означает, что дыхание влияет и на физическое и на психологическое состояние человека, и, кроме того, является своего рода связующим звеном между физическим и психологическим состоянием. Невозможно поговорить об этом подробно в рамках статьи, поэтому я попробую тезисно изложить некоторые практические аспекты.

  1. Для кендо (как в ката-кейко так и в синай-кейко) оптимальным является абдоминальное дыхание (дыхание животом)

  2. Состояние тела и сознания, когда живот наполнен воздухом или идёт процесс выдоха более сильное, чем когда он пуст или идёт процесс вдоха. Таким образом, чем большее время в бою вы можете провести без дополнительных вдохов тем большее время вы сохраняете сильное состояние

  3. Заметив ритм вашего дыхания, противник может атаковать в момент слабого состояния, на вашем вдохе, поэтому процесс дыхания следует скрывать

  4. Максимальную силу человек развивает в момент остановки резкого выдоха

  5. Бой не всегда заканчивается одним ударом, поэтому не следует выдыхать сразу весь воздух. В момент удара в ката оптимально выдыхать около 30% воздуха

Научиться всему этому помогает постепенное освоение правильного дыхания в ката, этапы которого будут описаны ниже.

Ещё один важный аспект касается вокализации (крика) в ката.

Киай во время удара не означает просто громкий крик. Необходим особый тип вокализации, усиливающий удар. Коморизоно Масао пишет об этом так:

“Крик при выполнении удара должен быть звучный, короткий и чёткий. Неправильно просто широко раскрывать рот и выдыхать весь воздух.”

Мы знаем, что сила удара достигает максимума не в процессе выдоха, а в момент остановки дыхания, и мы можем предположить, что это должно быть отражено в вокализации. Часто говорят, что крик должен исходить “из живота”, но более точно и более понятно будет сказать, что крик должен находиться “в животе”. Эномото Шодзи из Университета Нанзан объясняет это довольно ясно:

“Когда поёт певец, пламя свечи стоящей перед его лицом не колеблется… несмотря на громкий звук, певец не выдыхает много воздуха и не задувает свечу. Вокализация в кендо аналогична… когда вы кричите, вы напрягаете нижнюю часть живота и увеличиваете вашу физическую и духовную мощь.”

То есть, результатом короткой и чёткой вокализации должен быть не выброс крика наружу, а скорее внутреннее направление силы в нижнюю часть живота. Это похоже на короткий резкий звук издаваемый тяжелоатлетами при поднятии тяжестей. Тяжелоатлеты используют вокализацию для напряжения мышц всего тела через увеличение давления в полости живота с целью достичь максимальной силы.

В дополнение к этому очень важной чертой является фонетическое качество вокализации  — то есть тот звук, который мы издаём. Сато Садао (9-й дна Ханси, профессор Университета Тамагава) писал:

“Говоря о звуке киай, в тех, которые заканчиваются на “a” сила имеет тенденцию к рассеиванию, в то  время как в заканчивающихся на “i”, “u”, “o” сила сохраняется.”

В соответствии с этим наблюдением, крик “Йаа!” выполняется при ударе наносимом с чувством сутеми, полного вложения в атаку всех сил, в то время как победный “Тоо!” ставя точку в противостоянии, оставляет достаточно энергии для демонстрации дзансин.

Вообще история и теория вокализации в кендо (и в ката в частности) это очень обширный вопрос, изучать его нужно отдельно.

Итак, наконец, переходим к последовательному описанию нескольких способов дыхания.

Способ первый

Начиная изучать ката, лучше всего дышать свободно и естественно, обращая внимание только на чёткость и наполненность киай. Тем не менее, старайтесь дышать нижней частью живота и по возможности незаметно. Когда рисунок ката более или менее отработан, можно будет перейти к следющему способу.

Способ второй

Это более интересный вариант, поскольку здесь уже нужно контролировать дыхание, однако длительной задержки дыхания пока не требуется.

  1. Вдыхаем перед тем, как двигаться к оппоненту.

  2. Задерживаем дыхание в сейка-танден (точка на три пальца ниже пупка).

  3. Во время движения вперед, т.е. во время того, как делаем три шага вперед, понемногу выдыхаем таким образом, чтобы никто не мог сказать, что вы выдыхаете. Не расслабляйте сейка-танден.

  4. Кричите «Йаа!» и наносите удар, если вы учитачи, а ситачи контратакует с киай «Тоо!».

  5. Не рясслабляя сейка-танден дышите естественно, но бесшумно.

  6. Ситачи показывает зансин, не дыша после своей контратаки.

  7. Возвращаясь обратно в центр, учитачи и ситачи дышат естественно, но бесшумно.

  8. Во время опускания меча делаете вдох и наполняете сейка-танден воздухом.

  9. Делаете пять шагов назад и в это время постепенно выдыхаете таким образом, чтобы никто не мог сказать, что вы выдыхаете. Следите за тем, чтобы не расслаблять сейка-танден.

  10. Принимаете чудан и делаете вдох.

  11. Проталкиваете воздух вниз в сейка-танден и завершаете свою позицию чудан но камаэ.

  12. Затем делаете выдох.

  13. Когда принимаете другую стойку делаете вдох. И обратно к шагу №1.

Способ третий

Это более сложный вариант второго способа.

  1. Находясь в тюдан-но-камаэ делаем вдох и задерживаем дыхание в сейка-танден.

  2. Принимаем необходимую для выполнения ката стойку

  3. Сходимся с противником на задержке дыхания

  4. Выполняя удары с криком “Йаа!” или “Тоо!” выдыхаем около 30% воздуха.

  5. Плавно выдыхаем воздух до момента когда мечи опускаются на уровень колена.

  6. Следующий вдох можно сделать когда мечи опускаются на уровень колена в конце ката.

  7. Возвращаясь на исходные позиции дышим естественно но незаметно как в предыдущем способе.

Если во втором способе мы учились скрывать момент вдоха (то есть момент слабой ки) с помощью незаметного дыхания, то здесь мы исключаем вдох вплоть до завершения кульминации ката, а когда мечи уже опущены в безопасное положение всё же позволяем себе сделать вдох. Следующий способ лишён даже этого момента уязвимости.

Способ четвёртый

Этот способ очень похож на предыдущий, с той лишь разницей, что на всё время выполнения ката разрешается сделать только один вдох, в самом начале. Все дальнейшие действия выполняются на задержке дыхания и очень плавном выдохе, за исключением криков “Йаа!” и “Тоо!”, во время которых часть воздуха выдыхается резко. При таком способе дыхания, на протяжении всей ката вы находитесь в состоянии “сильной ки”, не позволяя себе ослабить концентрацию ни на мгновенье от начала до конца ката. Я не могу выполнить ката дыша таким образом, поэтому не могу его подробно описать. По словам японских сенсеев это уровень 8-го дана.

В статье использованы материалы сайта Руководство по кендо и диссертации др. Стивена Харвуда